Переселенцам в РФ чиновники предлагают лучше готовиться
Помимо ковида работе миграционных властей мешают заявители и жалобщики
Форум переселенческих организаций обсудил на международной конференции с представителями Главного управления МВД по вопросам миграции (ГУВМ) гуманизацию политики и практики. Например, правозащитники обратили внимание на трудности, с которыми сталкиваются соотечественники при легализации в РФ. По мнению чиновников, речь идет в основном о небольших недоработках, вызванных в том числе и пандемией. Оказалось также, что проблемы создают сами себе и переселенцы, которые излишне эмоционально реагируют на предъявляемые им требования, а еще плохо готовятся к встрече с российской бюрократией.
Проект «Право на родину» Форума переселенческих организаций реализуется на средства президентского гранта. Поэтому на юбилейную международную конференцию, которая проходила два дня, прибыли и представители ГУВМ с ответами на заранее переданные в ведомство вопросы. Как выяснила «НГ», чиновники оперативно разъясняли те ситуации, которые возникали по формальным поводам. Более концептуальные темы взяты на дальнейшую разработку. Правозащитники критиковали миграционные власти за злоупотребления на местах и повсеместную волокиту.
По мнению эксперта форума Галины Рагозиной, в целом диалог состоялся – и временами даже конструктивный. Например, ранее серьезные опасения вызывал рост рынка посреднических услуг в сфере миграции, в том числе в виде ФГУПов, где госуслуги предоставляются на платной основе. Сама эта идея, пояснила Рагозина, не отвергается потому, что людям иногда жизненно важно получить в срок тот или иной документ. «Но это должно быть по желанию переселенца и по разумным расценкам», – подчеркнула она. Более жестко правозащитники настроены в отношении никак не решаемой проблемы с медиками-переселенцами.
Измененные условия процедуры подтверждения зарубежного образования с начала года находятся на согласовании в правительстве, из-за чего многие не могут работать в России по специальности, несмотря на дефицит врачей. «Людям говорят ждать уже до конца года. На наш взгляд, это просто вредительство в условиях сложной эпидемиологической обстановки», – заявила «НГ» Рагозина.
Однако разговор с миграционными чиновниками по конкретным случаям выявил такую общую тенденцию: в самом ГУВМ полагают, что во многом переселенцы в этом и виноваты. Там пояснили, что вообще-то жалоб на работу миграционных подразделений, в том числе на незаконные отказы и в целом на бюрократию и волокиту, к ним практически не поступает. А те жалобы, что есть, – это в основном «необоснованные» претензии. Дескать, соотечественники допускают различные ошибки в документах или подают неполные сведения о себе – а потом обижаются. Между тем сотрудники миграционных отделов стремятся максимально качественно подготовить все бумаги, чтобы у людей не возникало препятствий при оформлении следующих правовых статусов. Отсюда, мол, и возникает «недопонимание со стороны соотечественников». Правозащитники, правда, указали, что во многом причина скорее в плохой информационной работе, миграционщики не могут разъяснить приезжим нормы закона доступным языком.
Правозащитник Евгений Бобров удивлен желанием чиновников существовать в своей реальности. Фото с сайта www.president-sovet.ru |
Или, например, когда соотечественникам, не успевшим оформить временное проживание, порой отказывают даже в экстренной медпомощи, то, считают в ГУВМ, здесь тоже вина самих переселенцев. Им посоветовали оформлять такое разрешение заранее – еще в стране исхода. И тогда по приезде в Россию у человека будет право получить полис. На претензию в том, что людям невозможно записаться на прием, чтобы вовремя подать документы и в подразделения в РФ, и во временные группы за рубежом, скажем, для участия в госпрограмме переселения, в ведомстве пояснили: есть «объективные причины». Ведь сотрудников на местах меньше не стало, и за границу по-прежнему командируются специалисты в том же количестве, но их функционал ограничен в связи с пандемией. «Все дело в «ковидных» ограничениях, просьба отнестись к этому с пониманием», – такие слова прозвучали на конференции.
В ответ на критику, что госпрограмма переселения все больше напоминает трудовой оргнабор, в ГУВМ напомнили, что субъекты РФ исходят из своих потребностей, что каждый вправе выдвинуть дополнительные требования к переселенцам. Логика чиновников такова: если человек нацелен на определенное место жительства, то ему либо нужно заинтересовать в себе этот регион, либо выбрать тот, где непроходимых для него барьеров нет. Как подтвердил «НГ» руководитель проекта «Право на родину» Форума переселенческих организаций Евгений Бобров, представители ГУВМ ответили на заранее направленные вопросы. Но на наиболее системные из них, по его словам, ответов пока не получено, хотя работу над ними ГУВМ вроде бы обещает продолжить.
Сам он, похоже, не удовлетворен итогом обсуждений коммерциализации миграционной сферы: «Получается, что при невозможности получить госуслугу человек вынужден обращаться за ней уже к частникам. Эта повсеместная и многолетняя практика – основа бизнес-плана легализованных законом коммерческих миграционных центров. Такая норма давно требует исключения из законодательства». Однако, подчеркнул Бобров, ясного ответа на вопрос, когда же это закончится, получить не удалось. Другой пример: интернет-сообщество «Казахстанцы России» обращалось по поводу сроков ожидания личного приема в зарубежных отделениях ГУВМ в их стране, что занимает несколько недель или даже месяцы. ГУВМ ссылается на пандемию, но утверждает, что конкретных жалоб нет, на что администраторы сообщества на конференции заявили, что многочисленные обращения они лично направляли властям РФ, в том числе и в администрацию президента. Маловероятно, заметил Бобров, что они не доходили до миграционного ведомства. У самого проекта есть, к примеру, множество копий жалоб из Санкт-Петербурга на искусственные препятствия при сдаче документов. Оригиналы этих бумаг адресованы ГУВМ и прокуратуре, но меры не принимаются и к ответственности никого не привлекают.
Корреспондент «НГ» лично убедился в том, как происходит диалог чиновников и жалобщиков. На конференции прозвучала информация, что есть проблемы с признанием в РФ нотариально заверенных копий и переводов документов, сделанных за рубежом. Правозащитники приводили конкретные примеры, когда от людей требовали оригиналы либо копии, заверенные только в РФ. Ответ ГУВМ многим не понравился: проблем с признанием не будет, если обратиться за удостоверением документа в российское консульство. Но дело в том, что конвенция, действующая в рамках СНГ, обязывает признавать иностранные нотариальные копии и переводы, а консульства РФ вообще-то есть не в каждом городе. Или, скажем, у ведомства поинтересовались, почему не компенсируются затраты на переезд на собственном автотранспорте, что стало актуально именно в пандемию. У ГУВМ такая позиция – вопрос не рассматривался как неактуальный. И никак не объясняется, почему: выплаты государством расходов на бензин явно ниже, чем на железнодорожные и авиабилеты. При этом ни на одном официальном интернет-ресурсе нет четких разъяснений, какие документы должны быть представлены для компенсации проезда, в результате чего многим переселенцам в оплате отказывают. Кстати, в устной форме, что не позволяет потом обжаловать это решение чиновника. И на это в ведомстве отвечают, что прописать все жизненные случаи в постановлении правительства невозможно.
Екатерина Трифонова
Независимая газета, 24 октября 2021 г.