Власти РФ приветствуют переселение из-за границы больших групп разом, потому что это выглядит красиво и убедительно. Фото с сайта правительства Амурской области
Как уже писала «НГ», ранее председатель Госдумы Вячеслав Володин не только согласился с необходимостью разработки депутатами в инициативном порядке законопроекта о репатриации, но и установил для этого конечные сроки. Как стало известно «НГ» от замруководителя Института стран СНГ Александры Докучаевой, эксперты уже обсудили, что должно лечь в основу законопроекта. Ожидается, что сам документ может быть передан в июне на рассмотрение Госдумы.
В первую очередь предполагается конкретизировать само понятие «соотечественник», закрепленное сейчас в законе «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом». Споры вокруг данного термина ведутся еще с начала нулевых годов. Сторонники широкого толкования за эти 20 лет так и не смогли достучаться до власти со своими инициативами. Само понятие заужено до предела и, по сути, сводится к тому, что в эту категорию иностранных граждан подпадают лишь те, кто может стать участником госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников. Например, по словам Докучаевой, соотечественниками могут считаться граждане, принадлежащие к народам, исторически проживавшим на территории РФ, то есть по этническому признаку. Однако следование этой формулировке фактически невозможно из-за отсутствия специального реестра таких народов. Еще один действующий признак принадлежности к соотечественникам – это наличие предков, проживавших в России. Но он почти никогда и не используется при решении вопроса об участии конкретного человека в госпрограмме.
Между тем для закона о репатриации термин «соотечественник» должен быть определяющим. В отличие от госпрограммы репатриация должна подразумевать содействие человеку в переселении независимо от его профессиональной пригодности. То есть «соотечественник за рубежом априори должен иметь право на возвращение».
«Это долг государства перед теми людьми, которые в 90-м году остались за пределами нынешней России», – подчеркнула Докучаева. Понятно, что в законопроекте должен быть прописан и объем помощи для обустройства репатриантов. В предложениях рабочей группы, к примеру, говорится о субсидировании найма жилья, льготной ипотеке, предоставлении земельных участков (приусадебных наделов) тем, кто имеет опыт ведения крестьянского или фермерского хозяйства. Скорее всего, сообщила «НГ» Докучаева, в проекте закона будет прописано, что материальная поддержка (обеспечение жильем, социальным (прожиточным) минимумом на первое время) будет предоставляться в регионах приоритетного вселения. Если же соотечественник выбирает другой регион, что он будет вправе сделать в отличие от участников госпрограммы, то ему придется рассчитывать на собственные силы.
На практике соотечественниками могут считаться лишь приезжающие по госпрограмме переселения в Россию. Фото с сайта www.мвд.рф |
По мнению Затулина, в стране нужны законы, направленные на решение конкретных задач по возвращению российских соотечественников на историческую родину. Он считает, что закон о репатриации будет «способствовать урегулированию иммиграции российских соотечественников, ускорению становления их гражданского статуса, облегчит им адаптацию к условиям жизни на родине». При этом депутат отмечает, что ранее принятые поправки к закону «О гражданстве РФ», вроде бы и направленные в ту же сторону, далеко не полностью решили проблемы с получением паспортов РФ соотечественниками. Фактически не выполняются и соответствующие нормы законов «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах».
На круглом столе, организованном на днях силами Форума переселенческих организаций в рамках проекта «Право на Родину», который реализуется на президентский грант, эксперты форума совместно с Институтом стран СНГ еще раз напомнили, что госпрограмма по переселению соотечественников серьезно пробуксовывает. Существенную прибавку участников она получила лишь в 2014–2017 годах благодаря беженцам из Украины. И хотя было очевидно, что они вовсе не добровольные переселенцы, это был единственный путь для легализации сотен тысяч людей, вынужденно покинувших свои дома.
Эксперт форума Галина Рагозина, например, указала на «множество застарелых системных проблем» госпрограммы, которая теперь больше напоминает собой оргнабор трудящихся. То есть регионы сами устанавливают требования к переселенцам и отказывают соискателям, если не имеется вакансий по их профессиям или отсутствуют диплом либо стаж. А переселенец из Казахстана Павел Елизаров посетовал на «капканы для возвращения русских в РФ, которые расставляются как в законах, так и в различных ведомственных распоряжениях». Он указал на некомпетентность или вообще злоупотребления местных сотрудников миграционных органов, «которые не позволяют оперативно и без проволочек получать российское гражданство тем, кто имеет на него полное право». Проблема еще и в том, что отсутствует единый орган исполнительной власти, который контролировал бы реализацию госпрограммы. Поэтому непонятно, кто за что отвечает и с кого спрашивать, заявил руководитель проекта форума «Право на Родину» Евгений Бобров. «Существует только межведомственная комиссия при МВД, которая занимается координацией общих вопросов реализации госпрограммы в субъектах РФ» – пояснил он, назвав такую ситуацию недопустимой. По мнению Боброва, за это «должно отвечать гражданское ведомство, но точно не силовое – МВД».
Кстати, на круглом столе обсуждались и поправки, которые сейчас рассматривает Госдума, об установлении запрета второго гражданства для работников госорганов, силовых ведомств и ряда других отраслей. Если кто-то через полгода после вступления закона в силу не представит документов, подтверждающих прекращение иностранного гражданства, то такой человек будет уволен. Большинство соотечественников, получая гражданство РФ, в заявительном порядке отказались от предыдущего гражданства, то есть они сами не считают себя представителями той страны, из которой уехали. Однако теперь им предстоит оформить выход или утрату прежнего гражданства, что практически невозможно сделать в течение шести месяцев. Хотя бы потому, что во многих государствах эта процедура занимает не менее года. И особо вопиющей ситуация выглядит для тех, кто переехал в Россию в детском возрасте или уже родился в России, когда родители еще не получили здесь гражданство.
Главный научный сотрудник Института демографических исследований Социологического центра РАН Ольга Воробьева напомнила о миграционной политике в период 1990-х, когда она уже носила «ярко выраженный репатриационный характер» даже в условиях крайне сложной экономической ситуации. Принимались меры по обустройству вынужденных переселенцев в России, что и обеспечило максимальный миграционный прирост населения за весь постсоветский период. Такая политика должна получить продолжение в современных демографических условиях, подчеркнула эксперт. А пока миграционная политика не ставит стратегических задач, хотя это могло бы послужить развитию экономики и улучшить демографическую ситуацию. И конечно, настаивают эксперты, «проведением репатриации государство выполнило бы свои моральные обязательства перед теми соотечественниками, проживающими за пределами России, которые желают вернуться на историческую родину».
По информации «НГ», в МВД, которое сейчас отвечает за миграционную политику, не против закона о репатриации, но все время подчеркивают, что госпрограмма переселения уже имеет как раз эту направленность. А потому отстаивают подход, что какие-либо новые программы не должны отменять действующей. МВД обращает внимание именно на то, что в последней оказывается содействие не только соотечественникам в их переселении, но и регионам – в работе по приему и обустройству таких переселенцев.
Независимая газета, 1 апреля 2021 г.