Комментарий Евгения Боброва о причинах выхода из Совета
По просьбе журналистов и во избежание кривотолков комментирую свою отставку с поста заместителя председателя СПЧ
В Совете я занимался тематиками бездомности, доступного жилья, многоквартирных самостроев, экологией, мусорной реформой, учетом мнения населения в градостроительных конфликтах, местным самоуправлением и обеспечением права на его осуществление, миграцией, адвокатурой, защитой права крестьян на земельные доли и имущественные паи, защитой безнадзорных животных и ещё много чем. Участвовал в подготовке и проведении подавляющего большинства выездных и специальных заседаний с посещением проблемных объектов, приемами населения и последующей проработкой проблем в рекомендациях и законопроектах.
Огромное количество тщательно выверенных и не раз обсужденных с органами власти предложений были ими либо многократно проигнорированы, либо безальтернативно раскритикованы.
В 2014 г. после моего доклада В.Путин рекомендовал профильному замглавы администрации наладить постоянное взаимодействие с Советом, чтобы в диалоге принимались оптимальные решения.
С В.Володиным нам несколько раз удавалось обсуждать и даже решать проблемы с выборами, псевдоэкстремизмом, градостроительными конфликтами, дольщиками и др.
С С.Кириенко этот диалог выстроить не удалось, обсуждения сократились до 1 – 2 в году, и хотя социальные проблемы сильно обострились, а в 2019 г. у нас не было ни одного совещания …
Мои неоднократные упреки коллег из администрации президента РФ в невыполнении ключевого поручения главы государства об организации постоянного действующего взаимодействия с Советом привели к невозможности исполнения обязанностей зампредседателя.
Как можно нормально работать, когда предложения по разрешению наиболее чувствительных проблем либо игнорировались месяцами, либо в итоге ответы… засекречивались ДСП, что с ними не могли ознакомиться даже ни я, ни другие разработчики.
Эта участь постигла предложения по упрощению регистрационного учета россиян (подготовленные, кстати, по двум поручениям президента), служебный доклад о категорической недопустимости размещения мусорной мегасвалки на 10 млн. тонн у ст. Шиес, предложения по учету мнения населения при строительстве мусорных полигонов (подготовлены также по поручению президента), по разрешению системных проблем не получивших ни земли, ни паев крестьян-земельных дольщиков, и ещё много чего.
То же самое и с рекомендациями по ключевым для Совета тематикам. Так, из 25 (!) досконально проработанных предложений по судебной реформе с законопроектами за 7 лет членства было реализовано только одно – созданы окружные кассационные суды. Вряд ли можно упрекнуть в непрофессионализме авторов этих предложений – моих коллег: экс-зампредседателя Конституционного Суда РФ Т.Морщакову, разработчика Концепции судебной реформы 1993 г. С.Пашина, председателя НЭПС М.Полякову и др. специалистов.
Ежегодно обсуждая и совершенствуя свои детально проработанные предложения, Совет постоянно критиковал запредельную коммерциализацию государственной миграционной политики, непродуманную оптимизацию в здравоохранении, образовании и социальной политике с оголтелым очковтирательством при реализации «майских» указов президента, коррупциогенность «деятельности» по «утилизации» бытовых отходов, бесконтрольные чудовищные по размеру вырубки леса по всей стране, самозахваты и застройку общедоступных береговых полос, разжигание градостроительных конфликтов с игнорированием мнения населения в мегаполисах, неконституционное уничтожение поселенческого звена местного самоуправления и др.
На вопрос: почему же Совет по ним не услышан и не приняты меры, ответ напрашивается риторический – решения свыше не поступало.
Благодаря такому превращению Совета в одноразовую декорацию для ежегодной встречи с президентом эти социальные конфликты становятся политическими проблемами с далеко идущими последствиями.
В общем, мне надоело заниматься партизанщиной с безвольными чиновниками из администрации Президента РФ с результатом, когда вся многомесячная работа растворяется в бездне. Поскольку они не желают работать по-другому, сегодняшнее решение главы государства о моём исключении из Совета ожидаемо и закономерно.
Желаю новому председателю, Валерию Александровичу Фадееву, и оставшимся коллегам повернуть руководство администрации президента РФ лицом к людям, чтобы, наконец, не было ситуаций, когда чиновники остаются при своём мнении, а люди - со своими проблемами.
Евгений Бобров
21 октября 2019 г.