О рисках реализации нацпроекта «Жилье и городская среда»
Говоря о показателях нацпроекта, Светлана Орлова напомнила, что их достижение предусмотрено только при устойчивом росте реальных доходов граждан, обеспечении темпов экономического роста около 3,5%-4% в год и инфляции, не превышающей 4%. «Пока в заданных рамках удается удержать только инфляцию, - констатировала Светлана Орлова. - Экономический рост за первое полугодие составил менее 1% процента, а реальные денежные доходы граждан сократились на 1,3%, продолжив свое падение. Такие тенденции могут создать риски достижения запланированных показателей нацпроекта».
Например, уже сейчас можно говорить о том, что в 2019 году не будет достигнут показатель по вводу запланированного объема многоэтажного жилья – около 55 млн кв. м. «Согласно опубликованным застройщиками проектным декларациям в 2019 году планируется ввести порядка 4,7 тыс. многоквартирных домов общей площадью 33,6 млн кв. м,. то есть около 61% от запланированного», - сообщила аудитор.
По мнению Счетной палаты, на снижение объемов ввода жилья в значительной степени повлиял переход с 1 июля текущего года на механизм проектного финансирования строительства, так называемые «счета эскроу». «Счетная палата информировала руководство страны о том, что новый механизм может повлечь банкротство и уход с рынка порядка двух тысяч или около трети от общего числа застройщиков, - отметила Светлана Орлова. - Банкротство застройщиков приводит, в свою очередь, к дополнительным рискам значительного увеличения общего количества недостроенных многоквартирных домов и числа так называемых «обманутых дольщиков». Счетная палата вместе с Госдумой продолжит мониторинг ситуации, складывающей в этой сфере».
Аудитор также обратила внимание на низкий уровень исполнения по программам формирования комфортной городской среды – порядка 14 млрд рублей или 33% запланированного показателя. Из 8,5 тысяч дворов и 5 тысяч общественных пространств работы завершены только по 4,8 тыс. дворов и 1,8 тыс. пространств. Это составляет 57% и 36%, соответственно. «Таким образом, складывается ситуация, когда значительная часть работ по благоустройству будет завершена в неблагоприятный погодный период - после 1 ноября 2019 года», - констатировала Светлана Орлова.
Аналогичная ситуация, по словам аудитора, складывается и с субсидиями на стимулирование программ жилищного строительства. Здесь освоение средств составляет около 42% запланированного объема или 9,4 млрд рублей. «Речь идет в том числе об обустройстве строящегося жилья объектами инженерной инфраструктуры, - отметила Светлана Орлова.- При этом ключевым вопросом для регионов сегодня является использование стимулирующих механизмов, включая государственно-частное партнерство, направленных на исключение из стоимости строительства жилья затрат на инфраструктуру».
Есть проблемы с достижением показателей нацпроекта в части ипотечного кредитования. Так, согласно паспорту нацпроекта, в 2019 году жилье с помощью ипотеки должны приобрести 1,6 млн граждан. Однако уже сейчас наметилась тенденция замедления количества предоставляемых гражданам ипотечных кредитов. «По данным Банка России, за 8 месяцев текущего года выдано 788 тысяч ипотечных кредитов, или в среднем около 99 тысяч кредитов ежемесячно. Для выполнения установленного в 2019 году показателя за оставшиеся четыре месяца необходимо выдать в среднем 193 тыс. ипотечных кредитов ежемесячно, то есть почти в два раза больше чем сейчас», - сообщила аудитор.
При этом она подчеркнула, что при решении проблемы доступности жилья нельзя полагаться только на ипотеку, так как с учетом доходов граждан возможность применения этого инструмента есть только у 30% населения. «Возможности приобретения жилья ограничены крайне низким уровнем доходов и, как следствие, высоким уровнем закредитованности. Так, только за 2018 год он увеличился на 5% и составил в среднем по стране 28%», - заявила Светлана Орлова.
В завершение аудитор озвучила ряд предложений Счетной палаты в адрес Правительства. Одно из них – рассмотреть вопрос о включении в состав нацпроекта дополнительных мероприятий, направленных на повышение доступности жилья, в том числе за счет снижения стоимости строительства. «Речь идет о более эффективном вовлечении в оборот находящихся в федеральной собственности и неиспользуемых земельных участков, исключении из затрат застройщиков расходов на обустройство инженерной инфраструктуры, а также применения новых типов конструктивных и экономически эффективных решений при строительстве жилья», - сообщила Светлана Орлова.
Кроме того, Счетная палата считает необходимым «при обсуждении проекта бюджета на 2020-2022 годы рассмотреть вопрос о выделении в рамках нацпроекта дополнительных средств для обеспечения жильем таких наиболее социально незащищенных категорий граждан, как дети-сироты, инвалиды и молодые семьи».