Зампред СПЧ предложил ограничить ипотеку малоимущим: Евгений Бобров убежден, что из-за просроченных кредитов россияне теряют жильё
Заместитель председателя Совета по правам человека (СПЧ) Евгений Бобров в разговоре с Daily Storm заявил, что малообеспеченным семьям нужно ограничить доступ к ипотечным кредитам. Такое, на первый взгляд, негуманное предложение правозащитник объяснил тем, что при невозможности выплачивать кредит и без того социально незащищенные семьи рискуют потерять единственное жилье.
«Кредитование малоимущих необходимо ограничить чем больше, тем лучше. Пусть лучше люди страдают в своем маленьком или съемном жилье, чем влезут в многолетнюю кабалу ипотеки и в два-три раза переплатят за квартиру. К тому же если человек потеряет работу, то вообще окажется на улице, да еще и с долгами. Это просто государственное преступление», — пояснил свою позицию Бобров.
Проблема необеспеченных кредитов волнует не только СПЧ. Так, с 1 октября Центробанк вводит новые правила кредитования, которые во многом созвучны предложению Боброва. Теперь банки и микрофинансовые организации должны будут рассчитывать предельную долговую нагрузку на граждан (ПНД). То есть перед тем как одобрить кредит, банк должен проверить, сколько у клиента непогашенных долгов и каков его доход.
«Кредит всегда должен выдаваться исходя из платежеспособности клиентов. Перед выдачей кредитных средств оценка потенциальных заемщиков должна проводиться должным образом. Расчет ПДН как раз и направлен на то, чтобы оценить риски, связанные с невозможностью гражданином обслуживать кредит уже на этапе его получения. При добросовестном поведении кредитора и заемщика запреты на уровне законодательства не потребуются», — рассказал председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
Ипотекой по людям
По идее, банки и так должны проверять финансовое благополучие клиентов, чтобы защититься от большого количества необеспеченных кредитов и откровенного мошенничества. Однако зачастую службы безопасности финансовых организаций закрывают глаза на кредитные истории заемщиков, их доходы и ложь в анкетах. В среднем одобряется более половины заявок на кредиты, и эти цифры растут.
Именно такая финансовая политика привела в США к финансовому кризису в 2008 году, который распространился на весь мир и стал самым тяжелым для мировой экономики со времен Великой депрессии 30-х. При этом, согласно национальному проекту «Жилье и городская среда», планируется увеличить количество выдаваемых ипотек с 1,1 миллиона в 2018 году до 2,2 миллиона в 2024 году. Планируется и снижение ставок по ипотеке, с 10,6% в 2018-м до 7,9 в 2024-м.
«Показателями по кредитам, заложенными в нацпроект, надо не гордиться, а стыдиться их. Аффилированные с властью строительные компании хотят продолжать жировать на ипотеке. И пока государство не прикладывает никаких усилий для строительства доступного жилья. Для стимулирования строительства социального жилья можно было бы ответственным застройщикам давать землю на льготных условиях. А пока мы получаем ипотеку на 8-10%», — заявил Евгений Бобров.
Угол для сироты
При этом с государственным жильем для малоимущих семей все обстоит немногим лучше, чем с ипотекой. Сейчас в очереди на свой угол стоят шесть миллионов человек. Полномочия по обеспечению граждан муниципальными квартирами лежат на местных администрациях и регионах, но поскольку во многих регионах в принципе строят очень мало жилья, люди стоят в очередях годами.
Местные администрации должны заниматься малоимущими, расселяемыми из аварийного жилья и пострадавшими в стихийных бедствиях. Таких льготников в стране большинство. А регионы должны находить жилье детям-сиротам. Деньги на этот аттракцион невиданной щедрости частично выделяет федеральная власть, но для этого регион должен оставить заявку, попросить у центра денег.
«Деньги выделяются только по заявкам субъектов, а, например, Кемеровская область в 2010-х годах пять лет не предоставляла жилье вообще. При этом на самом деле никто не несет ответственности за непредоставление жилья. Бывает и так, что жильем для очередников попросту торгуют», — рассказал Бобров.
В 2017 году в Тыве не подали ни одной заявки на квартиры для сирот, а в Дагестане квартиры по договору социального найма не предоставляли с 2014-го по 2017 год. И это далеко не все примеры. По оценкам Боброва, у 90% населенных пунктов нет денег на социальное жилье.
«Проблемных регионов много, в Тыве и Дагестане представители СПЧ просто лично в этом убедились. А населенных пунктов, где социальное жилье не предоставляется, в среднем по стране порядка 90%. Судиться невозможно хотя бы даже потому, что малоимущим можно предоставлять жилье только в том же населенном пункте, где они обитают. А жилье не строится», — рассказал правозащитник.
В целом в России более 22% потребительских кредитов признаны Центробанком необеспеченными. То есть люди физически не могут выплачивать свои кредиты. Всего потребительских кредитов выдано на 16 триллионов рублей. Ситуация с ипотекой схожая: россияне должны семь триллионов рублей, при этом на 2019 год суммарный доход бюджета страны ожидается на уровне 15,5 триллиона. По сути, долгов у граждан больше, чем денег в казне.
"Дейли Шторм", Мария Сотскова, 20 сентября 2019 г.