Новости

Украинцам упростили получение российского гражданства

01.05.2019 21:21

В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, руководствуясь общепризнанными принципами и нормами международного права, в соответствии со статьей 29 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» постановляю:

1. Предоставить право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с частью восьмой статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»:

а) гражданам Украины, не имеющим гражданства (подданства) другого государства, родившимся и постоянно проживавшим на территориях Республики Крым и г. Севастополя, выехавшим за пределы указанных территорий до 18 марта 2014 г., а также их детям, в том числе усыновленным (удочеренным), супругам и родителям;

б) лицам без гражданства, родившимся и постоянно проживавшим на территориях Республики Крым и г. Севастополя, выехавшим за пределы указанных территорий до 18 марта 2014 г., а также их детям, в том числе усыновленным (удочеренным), супругам и родителям;

в) гражданам Украины и лицам без гражданства, имеющим разрешение на временное проживание в Российской Федерации (далее – разрешение на временное проживание), вид на жительство в Российской Федерации (далее – вид на жительство), удостоверение беженца, свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации (далее – свидетельство о предоставлении временного убежища) или свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, постоянно проживавшим на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины по состоянию на 7 апреля 2014 г. и 27 апреля 2014 г. соответственно, а также их детям, в том числе усыновленным (удочеренным), супругам и родителям;

г) иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые сами либо родственники по прямой восходящей линии, усыновители или супруги которых были подвергнуты незаконной депортации с территории Крымской АССР, а также их родственникам по прямой нисходящей линии, усыновленным (удочеренным) детям и супругам;

д) гражданам Исламской Республики Афганистан, Республики Ирак, Йеменской Республики и Сирийской Арабской Республики, родившимся на территории РСФСР и состоявшим в прошлом в гражданстве СССР, а также их детям, в том числе усыновленным (удочеренным), супругам и родителям.

2. Установить, что заявления о приеме в гражданство Российской Федерации подаются гражданами Украины, другими иностранными гражданами и лицами без гражданства, названными в пункте 1 настоящего Указа, по форме согласно приложению в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации по их месту жительства или месту пребывания в Российской Федерации с учетом требований, предусмотренных пунктом 3, абзацем третьим пункта 4, абзацами первым и третьим пункта 5 и пунктом 7 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325.

3. Граждане Украины, другие иностранные граждане и лица без гражданства, названные в пункте 1 настоящего Указа, вместе с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации представляют:

а) документы, удостоверяющие личность, гражданство либо отсутствие гражданства;

б) документы, подтверждающие отсутствие заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих и которые предусмотрены перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Названные документы не представляются гражданами Украины, другими иностранными гражданами и лицами без гражданства, имеющими разрешение на временное проживание, вид на жительство, удостоверение беженца, свидетельство о предоставлении временного убежища или свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;

в) сертификат об отсутствии заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции). Названный сертификат не представляется иностранными гражданами и лицами без гражданства, названными в пункте 3 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1995 г. № 38-Ф3 «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», а также гражданами Украины, другими иностранными гражданами и лицами без гражданства, имеющими разрешение на временное проживание, вид на жительство, удостоверение беженца, свидетельство о предоставлении временного убежища или свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;

г) один из документов, подтверждающих степень родства (свидетельство о рождении, документ о заключении брака, свидетельство об усыновлении (удочерении) или иной документ).

4. Вместе с документами, перечисленными в пункте 3 настоящего Указа, представляются:

а) гражданами Украины и лицами без гражданства, названными соответственно в подпунктах «а» и «б» пункта 1 настоящего Указа:

один из документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации (виза, миграционная карта, разрешение на временное проживание, вид на жительство или иной документ, предусмотренный Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» либо международным договором Российской Федерации);

один из документов, подтверждающих рождение на территории Республики Крым или на территории г. Севастополя (свидетельство о рождении или выписка из книги государственной регистрации актов гражданского состояния);

один из документов, подтверждающих постоянное проживание на территории Республики Крым или на территории г. Севастополя (выписка из домовой или похозяйственной книги, копия поквартирной карточки или финансового лицевого счета либо иной документ). Представление таких документов не требуется, если эти сведения содержатся в документе, удостоверяющем личность;

б) гражданами Украины и лицами без гражданства, названными в подпункте «в» пункта 1 настоящего Указа:

один из документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации (разрешение на временное проживание, вид на жительство, удостоверение беженца, свидетельство о предоставлении временного убежища), или свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;

документ, подтверждающий постоянное проживание на территориях отдельных районов Донецкой или Луганской области Украины по состоянию на 7 апреля 2014 г. и 27 апреля 2014 г. соответственно, в том числе выданный соответствующими органами, фактически действующими на территориях отдельных районов названных областей, с отметкой о регистрации по месту жительства на этих территориях. Представление такого документа не требуется, если эти сведения содержатся в документе, удостоверяющем личность;

в) иностранными гражданами и лицами без гражданства, названными в подпункте «г» пункта 1 настоящего Указа, – вид на жительство, выданный в соответствии с пунктом З5 статьи 8 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», или вид на жительство и справка о реабилитации, выданная органом внутренних дел, органом прокуратуры Российской Федерации или судом;

г) иностранными гражданами, названными в подпункте «д» пункта 1 настоящего Указа:

один из документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации (виза, миграционная карта, разрешение на временное проживание, вид на жительство, удостоверение беженца, свидетельство о предоставлении временного убежища или иной документ, предусмотренный Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» либо международным договором Российской Федерации);

один из документов, подтверждающих рождение на территории РСФСР и наличие в прошлом гражданства СССР (свидетельство о рождении, а в случае его отсутствия – паспорт гражданина СССР образца 1974 года, в который внесены соответствующие сведения).

5. Оригиналы документов, перечисленных в подпунктах «а» и «г» пункта 3 и в пункте 4 настоящего Указа, подлежат возврату. К заявлению о приеме в гражданство Российской Федерации приобщаются копии этих документов, соответствие которых оригиналам проверяется должностным лицом территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации и заверяется подписью должностного лица и печатью территориального органа. В случае представления копий других документов они должны быть засвидетельствованы в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате.

6. Установить, что, помимо случаев, предусмотренных статьей 16 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», заявление о приеме в гражданство Российской Федерации, поданное гражданином Украины, другим иностранным гражданином или лицом без гражданства, названными в пункте 1 настоящего Указа, отклоняется в случае их участия в деятельности организации, включенной в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо в случае принятия межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, решения о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества гражданина Украины, другого иностранного гражданина, лица без гражданства, либо в случае наличия вступившего в законную силу решения суда о приостановлении операций по банковским счетам и других операций с их денежными средствами или иным имуществом.

7. Установить, что:

а) срок рассмотрения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации, поданных гражданами Украины, другими иностранными гражданами и лицами без гражданства, названными в пункте 1 настоящего Указа, и принятия по ним решений территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации не должен превышать три месяца;

б) Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325, применяется к правоотношениям, возникающим в связи с рассмотрением заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации, поданных гражданами Украины, другими иностранными гражданами и лицами без гражданства, названными в пункте 1 настоящего Указа, и принятием по ним решений, в части, не урегулированной настоящим Указом.

8. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

 

Путин дал доступ в Россию полусотне тысяч украинцев

Указ президента о гражданстве РФ некоторым категориям иностранцев направлен на частичное выполнение его недавних обещаний

 

Президент РФ Владимир Путин подписал указ, согласно которому некоторые категории иностранных граждан и лица без гражданства смогут претендовать на упрощенное получение российского паспорта. Среди них и украинцы - как нынешние, так и бывшие, которые ранее жили в Крыму, но выехали с полуострова до его вхождения в состав РФ

Указ затрагивает большинство населения Украины: выходцев из РСФСР или украинцев с какими бы то ни было отношением к Крыму. Документ был принят как дополнение к предыдущему, которым облегчили получение гражданства жителям Донецкой и Луганской народных республик (ДНР, ЛНР).

Теперь же на «упрощенку» смогут претендовать те, кто на момент присоединения Крыма к РФ не был на полуострове и не попал под массовую раздачу паспортов 2014 года. А именно это касается «граждан Украины, не имеющих гражданства другого государства, родившихся и постоянно проживавших в Крыму и Севастополе, выехавших за их пределы до 18 марта 2014 года». Российские правозащитники неоднократно жаловались, что эти люди, выехавшие из Крыма «в связи с трудовыми и служебными отношениями, обучением, лечением и по частным делам», по возвращению не смогли получить гражданство РФ и оказались иммигрантами на своей родине. По некоторым оценкам, это где-то 5,4 тыс. человек, которым приходится добиваться гражданства на общих основаниях.

Согласно указу, россиянами по упрощенной схеме смогут стать и те украинцы, которые уже успели как-либо укорениться в РФ, - имеющие разрешение на временное проживание в России, вид на жительство и удостоверение беженца. А также это «граждане Украины и лица без гражданства, которые были прописаны в ДНР и ЛНР до 2014 года, но переехавшие в Россию». Под действие документа попадают и люди, подвергнувшиеся незаконной депортации с территории Крымской АССР. А также граждане Афганистана, Ирака, Йемена и Сирии, родившиеся на территории РСФСР, состоявшие в прошлом в гражданстве СССР и прибывшие в Россию.

Напомним, что в конце апреля Путин подписал указ об упрощенном получении российских паспортов жителями ЛНР и ДНР, после чего сообщил, что упрощенный порядок может быть распространен и на всех жителей Украины. По словам президента, которые он адресовал новым киевским властям, и русские, и украинцы только выиграют, если будет общее гражданство. «Если они будут выдавать гражданство россиянам, а мы в России будем давать гражданство украинцам, то постепенно мы придем к общему искомому результату, о чем я и сказал. То есть у нас будет общее гражданство», - пояснил Путин специально для избранного президента Украины Владимира Зеленского.

Замглавы президентского Совета по правам человека (СПЧ) Евгений Бобров сказал «НГ», что новый указ можно рассматривать как частичное исполнение президентом РФ его недавних обещаний. При этом, по словам Боброва, послаблениями смогут в ближайшее время воспользоваться не менее 30 тыс. человек.

Однако сам эксперт считает неверным шагом облегчение процедур получения гражданства РФ для всех украинцев, поскольку это не слишком выгодно. По словам Боброва, нужно принимать в гражданство тех, кто «не сядет на шею государства». Например, кто сможет самостоятельно решить проблемы с жильем и работой, у кого есть деньги на счете для нормального проживания в РФ, а «иначе наши социальные службы станут заниматься только украинцами».

«Нежелательно выдавать паспорта всем подряд, с теми же пенсионерами я бы был поаккуратнее. Если они просто начнут рваться сюда, то только потому, что там на Украине им похуже», - подчеркнул правозащитник. При этом он считает, что верным решением было принять по упрощенной схеме в гражданство афганцев, поскольку сегодня их порядка 3 тыс. человек и эти люди, которые были привезены в страну еще детьми, до сих пор не могут никак легализоваться. Бобров подчеркнул, что они хорошо владеют русским языком и являются хорошими работниками и специалистами.

По словам первого замсекретаря отделения «Единой России» в Севастополе, депутата Госдумы Дмитрия Белика, указы президента призваны решить многие проблемы людей. Он напомнил «НГ», что огромное количество беженцев из ДНР и ЛНР находятся в России практически нелегально, они не могут зарегистрироваться, даже родственники не хотят их прописывать. Это приводит к тому, что в России растет рынок услуг по предоставлению регистрации, и этот рынок криминализируется, причем, растет не только коррупция, но и экстремизм.

Соотечественники, проживающие на Украине, по словам Белика, оказались «заложниками политического авантюризма властей Киева и гражданской войны», а потому они должны быть включены в льготные категории иностранных граждан, имеющих право на получение гражданства РФ в упрощенном порядке.

«На Украине, где произошла насильственная смена режима, ситуация с беженцами является очень острой. Недавние решения украинских властей, обострение религиозно-политической ситуации могут привести к увеличению числа беженцев на территории России. Сложившаяся геополитическая ситуация требует изменения в целом концепции миграционной политики по отношению к нашим соотечественникам. Это реализация на практике поручений президента о привлечении в Россию тех людей, которые считают себя связанными с русским миром, являются его частью, хотят говорить на русском языке и работать на благо России. Принятие таких решений на законодательном уровне будет, безусловно, повышать статус наших соотечественников», - заявил «НГ» депутат Госдумы.

Екатерина Трифонова
"Независимая газета"
, 1 мая 2019 г.