Новости

Форум развития городов: у мэров есть вопросы

12.02.2019 15:24
Портал «ЯСНО» собрал наиболее важные предложения и тезисы Всероссийского форума, которые остались за рамками официальных пресс-релизов

Первый Всероссийский форум «Комплексное развитие городов современной России: проблемы и пути их решения» прошел в Краснодаре. Он развернулся в выставочном комплексе «Экспоград Юг» и собрал более 500 делегатов из примерно полусотни городов Южного федерального округа, в том числе глав муниципалитетов, представителей депутатского корпуса, общественных объединений.

В фойе экспоцентра были представлены макеты строящихся в регионе жилых комплексов, инвестиционная карта края, а также инновации. Украшением выставки стали миниэлектромобили, которые вследствие дефицита зарядных станций в среднестатистических российских городах, вряд ли в ближайшей перспективе станут востребованными на отечественном рынке. Привлекали внимание мощный квадрокоптер, светодиодные фонари и стенды компаний, предлагающих внедрять энергосберегающие технологии.

зал випы.JPG

На установочной сессии после приветственных слов губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева, полпреда президента в ЮФО Владимира Устинова, заместителя председателя Госдумы РФ Ольги Тимофеевой у глав городов была возможность заслушать доклады представителей Минстроя и госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ. Пользуясь таким случаем, главы муниципальных образований Южного федерального округа подняли немало острых вопросов.

 

Муниципалитеты против Минобороны

Представители муниципальных образований, на территории которых расположены военные городки и жилые кварталы, построенные для расселения военных, пожаловались на Министерство обороны РФ.

Как заявил исполняющий обязанности главы Кореновска Максим Шутылев, из-за долгов Миноборны весь город рискует остаться без газа. Он предложил пустующие квартиры в домах Минобороны передать муниципалитету.

«Министерством обороны построено большое количество ведомственного жилья, в частности в Кореновске построено 12 девятиэтажек. В 2012 году они были сданы в эксплуатацию, но на сегодняшний день распределено всего 60% этих квартир. Жильцы оплачивают коммунальные услуги добросовестно. По оставшимся квартирам обязанность оплачивать коммунальные платежи лежит на собственнике – Министерстве обороны. Но ведомство не спешит с оплатой счетов», - отметил и.о. мэра Кореновска.

Он сообщил, что недавно от «Газпрома» было получено уведомление о том, что в случае, если задолженность не будет погашена, на весь город Кореновск будет наложено ограничение по поставкам газа. В Фонд капремонта ведомство тоже платит нерегулярно.

«У нас есть предложение: поскольку Министерство обороны не может уже 7 лет распределить между сотрудниками эти квартиры, пусть передадут их муниципалитету. Мы распределим их по программам переселения из аварийного жилья, расселим врачей, учителей, сирот»», – сказал Максим Шутылев.

Еще один «камень» в «огород» оборонщиков «забросил» глава Кущевского района Илья Гузев, где властям приходится мириться с запущенностью территории военного городка.исполняющий обязанности главы Кореновского городского поселения Максим Шутылев.JPG

«У нас, на территории Кущевского района, стоит воинская часть и при ней – жилой военный городок. Уже несколько лет мы вместе с командиром действующей военной части пишем обращения в Министерство обороны о том, чтобы землю под военным городком отдали муниципалитету. Но Минобороны ее не отдает. Чем это чревато в разрезе формирования комфортной городской среды? У нас нет полномочий строить там дороги, тротуары, проводить благоустройство, улучшать инфраструктуру», - поделился глава района.

Между тем, в станице Кущевской, рассказал Илья Гузев, открываются новые парки, идет благоустройство. А военный городок на карте района стал запущенным пятном.

«Жители военного городка спрашивают у нас, когда у них появятся нормальные дороги и тротуары – им все равно, чьи это полномочия, они живут на нашей земле и хотят проживать в комфортных условиях. Думаю, что этот вопрос решать с Минобороны нужно системно. Нужно передавать муниципалитетам хотя бы те военные городки, жители и руководство которых поддерживают эту идею, а мы – с радостью примем и благоустроим», - предложил Илья Гузев.

Замминистра строительства и ЖКХ РФ Никита Стасишин отметил, что у муниципалитетов регулярно возникают проблемы при взаимодействии с Министерством обороны и сообщил, что планируется совместное совещание с коллегами из Министерства обороны, чтобы проработать вопросы задолженности за поставленные коммунальные услуги».

«Что касается передачи жилья муниципалитету, то это сложный вопрос, который нужно обсудить с Министерством финансов. Прошу письменно его направить в адрес Минстроя. Отмечу, что у нас есть поручение президента – учесть объекты Минобороны в нацпроектах. В части формирования комфортной городской среды коллеги из Минобороны пока заявили только мероприятие по освещению военных городков. Мы вместе с ними находимся сейчас в непростой ситуации – будем просить дополнительное финансирование в Министерстве финансов для благоустройства военных городков, при невозможности передачи их в муниципальную собственность», - констатировал Никита Евгеньевич.

 

Индекс качества городской среды

Вызывают вопросы у глав муниципалитетов и принципы реализации национального проекта «Жилье и городская среда». Известно, перед главами поселений поставлена задача на 30% в течение 5 лет – до 2024 года – улучшить качество городской среды. Но что станет отправной точкой? Этот вопрос представителям Минстроя задал глава города Геленджика Алексей Богодистов.глава Кущевского района.JPG

Замминистра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Максим Егоров пояснил, что в ближайшее время все 1 114 городов России будут проранжированы по индексу качества городской среды, который будет включать в себя 36 показателей.

«Индекс качества городской среды – один из основополагающих для нацпроекта. Но пока не все показатели, которые будут учитываться в индексе, анализируются Росстатом. Для сбора данных будут разработаны новые формы статистической отчетности, - рассказал Максим Борисович. – Думаю, что уже в ноябре 2019 года мы представим информацию по индексу. Все 36 показателей будут раскрыты, и станет понятно, в чем конкретно выигрывает или проигрывает тот или иной муниципалитет. Это и будет отправной точкой, с которой мы сравним конечные результаты».

Стоит отметить, что муниципалитеты уже приступили к реализации этого нацпроекта. Один из механизмов получения финансирования на объекты благоустройства – участие в конкурсе «Малые города и исторические поселения».

 

«Стимулируем новое строительство, а не затыкаем дыры»

Бюджеты муниципальных образований далеко не всегда позволяют «жить на широкую ногу». И в таких условиях важно понимать, что федеральный центр готов оказать поддержку. Вопросы предоставления Москвой субсидий на развитие комфортной городской среды «в глубинке», строительство инженерной и социальной инфраструктуры, озвучили сразу несколько мэров. Задал тон глав города-курорта Анапа Юрий Поляков.

«До 2024 года в России планируется построить 120 миллионов квадратных метров жилья. Повсеместно будут осваиваться новые территории. У нас существует проблема с инженерной инфраструктурой на земельных участках. Планирует федеральный центр оказывать помощь городам при обустройстве инженерной инфраструктуры?» - спросил Юрий Васильевич.

Никита Стасишин отметил, что действующая в России отраслевая целевая программа «Стимул» как раз-таки и направлена на обеспечение комплексного развития территорий: выделяются деньги на строительство коммуникаций, дорог, садов, школ и поликлиник. В перспективе планируется увеличить объемы финансирования.

Стасишин.JPG

Куда менее воодушевляющим был его ответ на вопрос, который задал глава Темрюка Максим Ермолаев, намекнувший, что неплохо бы обеспечить школами и больницами уже существующие районы города.

«За последние 5 лет численность населения Кубани возросла более чем на 5%. С увеличением строительства жилой застройки сложилась существенная нехватка объектов социальной инфраструктуры. Решает ли федеральный центр проблему увеличения финансирования объектов социальной сферы и если да, то в каком формате и как налажено межведомственное взаимодействие для достижения данных целей?», - спросил Максим Викторович.

Никита Стасишин предложил не перекладывать «накопленные муниципалитетами» проблемы на федеральный центр.

«Когда не было программы «Стимул», вы как глава муниципалитета раздавали разрешения на строительство с огромными экономическими показателями, вводили объекты без социальной инфраструктуры. Почему тогда у вас не возникал вопрос, где взять средства на строительство социальной инфраструктуры? Муниципалитеты выдавали разрешения на строительство, забывая соблюдать баланс между жилой застройкой и объектами социальной инфраструктуры. Земельные участки под размещения школ и детских садов были запланированы, но из-за отсутствия денег в бюджетах их строительство вы откладывали на непонятные сроки», - заявил замминистра.

Чиновник подчеркнул, что министерство строительства в рамках существующих программ стимулирует новое жилищное строительство, а не затыкает дыры, которые были искусственно созданы. В рамках программы «Стимул» выделяются «деньги на метр» - чем больше метров сдаешь в конкретном году, тем больше денег получаешь на инфраструктуру. Социальная инфраструктура по этой программе строится параллельно с жильем, тем самым стимулируя спрос и снижая издержки застройщиков - за счет увеличения спроса и оборачиваемости денег застройщик оптимизирует свои затраты.

 

Галкин Максим.JPG

Почему нацпроект поддерживает рост цен?

Острый для беднеющего российского населения вопрос задал чиновникам из Минстроя активист ОНФ из Ростовской области Максим Галкин.

«В нацпроекте заложено увеличение стоимости квадратного метра новостройки с 69 тысяч рублей до 88 тысяч рублей за квадратный метр. Как при таких обстоятельствах планируется исполнение майского указа президента о повышении доступности новостроек для граждан, - спросил ростовчанин. – Возможно, в рамках ресурса для снижения цены следует рассмотреть факторы снижения стоимости строительства, земли, подключений, ставок по кредитам?».

Как выяснилось, в Минстрое в росте цен на недвижимость не видят ничего шокирующего. Более того, считают рост рыночных цен на новостройки – естественным и необходимым.

«Посмотрите, что у нас произошло за последние 3 года: цена квадратного метра в среднем по стране с учетом инфляции сократилась примерно на 20%, а себестоимость строительства - увеличилась на 40%. Выросли цены на металл, инертные материалы, комплектующие. Рыночная стоимость жилья у нас уже сейчас на грани, а подчас даже ниже себестоимости, - заявил Никита Стасишин.

Замминистра строительства и ЖКХ заметил, что доступность жилья должна обеспечиваться через удобные инструменты его приобретении. Он указал на то, что в указе президента заложено и увеличение доходов населения, и снижение ставок по ипотеке.

«Что касается работы с застройщиками – вы абсолютно правы, и сейчас мы этим занимаемся – ищем возможности для снижения затрат. Кроме того, подчеркну, что речь идет не об увеличении маржинальности для застройщиков, а подразумевается, что мы будем внедрять новые технологии, увеличится себестоимость строительства.

застройка макет.JPG

Если мы хотим внедрять новые технологии, модернизировать, улучшать отрасль жилищного строительства, получить жилье нового качества, то мы должны понимать, что «дешевым и качественным» такое жилье быть не может», - сказал Никита Стасишин.

Еще один важный вопрос озвучила Любовь Семененко, заслуженный строитель Кубани, ветеран труда. Она напомнила, что в паспорте нацпроекта сказано, что к 2022 году для качественного обновления отрасли строительства и проектирования планируется утвердить около 130 нормативно-правовых документов, регламентирующих новые требования к застройке. Памятуя о том, что 2022 год выпадает чуть ли не на середину срока реализации нацпроекта, она выразила обеспокоенность по поводу того, что около 40% запланированных к возведению новостроек будут построены по устаревшим технологиям.

Стасишин успокоил эксперта. По его словам, работа по актуализации нормативно-технологических документов будет максимально ускорена. Уже в 2019 году будет актуализировано 60 новых нормативно-технических документов, остальные новшества планируется внедрить также максимально оперативно.

 

Аварийный фонд: новые правила

Заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Максим Егоров напомнил о том, что в России в этом году изменится методика определения аварийного жилого фонда, планирующегося к расселению. Создана межведомственная рабочая группа, которая прорабатывает внесение изменений в федеральное законодательство. До 20 июля на рассмотрение правительства должны быть представлены предложения по совершенствованию подходов. Но он успокоил собравшихся, пояснив, что жилье, которое ранее было признано аварийным, повторно исследоваться не будет – если этого не пожелают сами жители данных домов.

аварийный фонд.JPG
 

Что касается регионов, которые досрочно расселят жилой фонд, признанный аварийным до 1 января 2017 года, то за ними сохранят лимиты финансирования, и они смогут приступить к расселению жилья, признанного аварийным в более поздние сроки. Программа будет адресной, но при этом муниципалитетам предоставят возможность вносить изменения в перечень планируемого к расселению жилья.

Из программы расселения аварийного жилого фонда исключены дома блокированного типа. Это вызывает тревогу у представителей ОНФ.

«Инструкцией Минстроя России от 5 декабря 2018 года из программы расселения аварийных домов исключены дома блокирующей застройки. А ведь именно такие дома составляли около 60% всей массы аварийного жилого фонда, - озвучил проблему активист ОНФ Краснодарского края Игорь Чуйков. - Это решение вызовет социальный протест. Ведь люди, проживающие в таких домах, уже получили уведомления, о том, что их дома подлежат расселению. Они воспримут новые правила как нарушение их прав».

Максим Егоров был непреклонен.

«За счет федерального бюджета не планируется расселение домов блокированной застройки. Мы считаем, что это индивидуальные жилые дома, а мы за счет федерального бюджета расселяем только многоквартирный фрнд, - ответил он. – Но если субъект РФ имеет средства на расселение домов блокированного типа и индивидуальных жилых домов, то он может это делать – инвесторов привлекать, внебюджетные средства, использовать средства регионального бюджета».

Пояснение по этому вопросу дал также заместитель генерального директора госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ» Олег Рурин. По его словам, активист ОНФ располагает не вполне достоверными данными и доля домов блокированной застройки в общем объеме аварийного жилого фонда по стране – порядка 4% (общая площадь около 420 тыс кв.м.). Он также подчеркнул, что расселяются в рамках федеральной госпрограммы только дома более чем на 2 квартиры. Ситуацию он не драматизирует – считает, что регионы и муниципалитеты в состоянии за свой счет или с привлечением средств инвесторов осуществить расселение таких домов.

 

«Аварийные» успехи и провалы

Олег Рурин, освещая итоги реализации программы расселения аварийного и ветхого жилья, отметил, что практически все регионы ЮФО с поставленными задачами справились. Выполнил программу и Краснодарский край – за небольшим исключением: «долги» по расселению жилого фонда, признанного аварийным до 1 января 2012 года, числятся за Сочи. Но дома, оказавшиеся здесь не расселенными, представитель «Фонда содействия реформированию ЖКХ» отнес к числу «непредвиденных обстоятельств», поскольку их расселяют в судебном порядке. Он также отметил, что на юге России ситуация с аварийным жильем пока стоит острее, чем в среднем по стране.

Олег Станиславович Рорин.JPG

«Если сравнивать периоды действия программы с 2013 по 2017 годы и плановые показатели на 2019 – 2025 годы, то можно заметить, что показатели аварийности по ЮФО выросли примерно на 20%. В целом по России идет снижение показателей. В прошлом периоде в целом по стране было расселено 11 млн кв.м. аварийного жилья, в предстоящий период будет расселено 10 млн кв.м.», - констатировал Олег Станиславович.

Он также отметил, что существенно изменилась ситуация с софинансированием. В программе расселения аварийного фонда на 2019-2025 годы расходы почти в полном объеме возложены на федеральный бюджет, доля регионов всего 2,3%. Притом, что в программе 2013-2017 годов расселение осуществлялось на 50% за счет бюджетов регионов.

«В позитивном ключе хотел бы отметить регионы, которые даже в отсутствии федерального финансирования – на 2018 год - приняли свои собственные программы и продолжили расселять граждан после завершения задач, поставленных указом президента и еще до принятия новой федеральной целевой программы, - отметил Олег Рурин. - Это республика Адыгея, Волгоградская и Ростовская область. В Ростовской области было расселено практически 14 тысяч кв.м. аварийного жилья в 2018 году за счет собственных источников».

Он также призвал муниципалитеты и регионы как можно внимательнее относиться к закупке жилья под расселение граждан из аварийного жилого фонда. К сожалению, нередко приобретаемое жилье оказывается некачественным. Так, по итогам реализации программы в 2013-2017 годах было поставлено на контроль 126 домов в целом по регионам ЮФО, из них 108 – после устранения недочетов - были сняты с контроля. В настоящее время на контроле остаются 17 домов (в Астраханской, Вологодской областях, Краснодарском крае и Республике Калмыкия), качество которых вызывает вопросы.

«Люди должны проживать в качественных домах и все недоделки нужно устранить. Чтобы во время реализации программы в 2019-2025 годах вопросов с сомнительным качеством не возникало, Минстрой утвердил рекомендуемые требования к приобретаемому и строящемуся под расселение граждан жилью. Регионы могут утвердить свои стандарты, но мы настоятельно рекомендуем ориентироваться на предложенную Минстроем методику», - отметил Олег Рурин.

 

Новые фасады – для домов Евпатории

Интересный вопрос озвучил на форуме депутат Евпаторийского городского совета Вячеслав Степанов.

«В Крыму за последние десятилетия было накоплено немало проблем. Основные - в сфере ЖКХ. Местные и республиканский бюджеты не позволяют решить эти проблемы. Бюджет города Евпатории - 2,5 млрд. рублей, из них собственных средств – 332 млн. рублей. Но мы хотим быть привлекательными не только для жителей, но и для гостей из других регионов России», - сказал депутат.

Он отметил, что на центральные улицы Евпатории выходят многоквартирные дома, фасады которых нуждаются в ремонте - их 118 с общей площадью фасадов в 140 тысяч кв. м.

Евпатория, Крым. Степанов Вяч.JPG

«Для того, чтобы восстановить их, необходимо порядка 400 миллионов рублей. За счет фонда капремонта сделать это быстро невозможно, поскольку дома стоят в плане ремонта на 2030-2040 годы. Мы – туристический город и такое состояние фасадов домов на центральных улицах – серьезный удар для туриндустрии. Мы не можем в таком виде встречать гостей и рассчитывать на то, что к нам будут возвращаться. Мы хотим быть конкурентоспособными. Просьба уделить внимание развитию привлекательности городов», - обратился Вячеслав Степанов.

Замгендиректора «Фонда содействия реформированию ЖКХ» Олег Рурин отметил, что для решения подобных вопросов необходимо конструктивнее взаимодействовать с региональными операторами капремонта.

«Для начала, скажу, что на федеральном уровне никто не принимал решения о том, что те или иные дома должны попасть в план ремонта на 2030 – 2040 годы. Это решение принято на региональном уровне и, соответственно, существует возможность переноса плановых сроков на более ранний период, - пояснил он. – Соответствующий вопрос нужно адресовать министру ЖКХ Республики Крым, который утверждает эту программу», - пояснил Олег Рурин.

Федеральных средств поддержки на такие цели, добавил он, в настоящее время не предусмотрено. Но можно выделить средства на проведение специальных мероприятий по повышению энергетической эффективности.

«Вот вы сказали, что 400 млн. рублей нужно на ремонт 118 домов. Мы, в соответствии с постановлением правительства, можем выделять до 5 млн рублей на переоборудование одного дома. Можете принять участие в этой программе, если сможете гарантировать, что после проведенных мероприятий в отопительном периоде затраты на коммуналку в этих домах снизятся на 20%», - предложил замгендиректора «Фонда содействия реформированию ЖКХ».

 

Экологический калейдоскоп

В рамках работы форума после завершения установочной сессии делегаты смогли принять участие в работе тематических площадок.

секция экологи.JPG

Одна из них – «Город экологического благополучия» - была посвящена вопросам озеленения городских пространств, повышения качества водных ресурсов, борьбе за чистоту атмосферного воздуха, рекультивации полигонов и внедрению эффективной системы обращения с твердыми коммунальными отходами.

Поднимались вопросы эффективности проводимой в стране «мусорной реформы», справедливости установленных тарифов на вывоз мусора, обсуждался опыт ликвидации стихийных свалок и рекультивации полигонов.

О том, почему для Краснодара актуальна проблема несанкционированных свалок строительных материалов, и как с помощью законодательных инициатив можно исправить ситуацию, рассказал Евгений Порфирьев, начальник отдела государственного экологического надзора и государственного земельного надзора управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея.

Поднимались проблемы планировки новых городских районов и установления санитарно-защитных зон промышленных предприятий, внедрения автоматизированных и роботизированных технологий организации дорожного движения, которые могут позволить снизить количество ДТП.

Марина Сергеева.JPG

«Экологическое благополучие является одной из основ комфортного проживания. В Краснодарском крае вопросы сохранения зеленых насаждений решаются - мы прекратили застройку зеленых территорий, часть из них были возвращены в общее пользование, но на сегодняшний день мы столкнулись с тем, что существует ряд проблем, требующих регулирования на федеральном уровне», - отметила Марина Сергеева, председатель Краевого совета Всероссийского общества охраны природы, член комиссии по экологии охране окружающей среды Общественной палаты РФ.

Она сообщила, что, например, при разработке стандартов озеленения субъекты пользуются федеральными рекомендациями Госстроя 1999 года, которые предписывают нормативы по содержанию зеленых насаждений. Там прописано – поливать растения 2-3 раза за сезон. Для условий юга России эта рекомендация неприемлема. Существует также стандарт обеспеченности населения зелеными насаждениями – 6 кв.м. на человека. Этот показатель тоже пришло время пересмотреть и увеличить.

«Экологических вопросов, требующих решения, - очень много. И в каждом муниципалитете они свои. Есть и общие. Несколько лет назад в России был создан новый механизм обеспечения экологического благополучия – обустройство лесопарковых зеленых поясов вокруг городов. Федеральные нормы предусматривают механизм проверки состояния этих поясов раз в полгода. Но в каком объеме, и какой орган должен составлять протоколы при выявлении нарушений, до сих пор не ясно», – рассказала Марина Сергеева.

 

Секреты города будущего

В рамках секции «Умный город» обсуждались вопросы внедрения инновационных технологий, призванных сделать жизнь горожан удобной и комфортной, снизить расходы на содержание городской инфраструктуры. Интеллектуальные системы анализа данных позволяют оптимизировать движение общественного транспорта и личных автомобилей, предотвращать чрезвычайные ситуации, связанные с природной активностью, заниматься обеспечением безопасности на городских улицах.

Анастасия Гариб.JPG

При этом очень важно, чтобы власти, принимая те или иные управленческие решения, ориентировались на мнение горожан. Аспекты конструктивного взаимодействия с населением и вовлечения граждан в обсуждение городских проблем обсудили на тематической площадке «Город активных коммуникаций».

Как отметила Анастасия Гариб, член экспертно-консультативного Совета фракции «Единая Россия» в Госдуме РФ, на сегодняшний день многие муниципалитеты уже стараются использовать в своей практике технологии изучения общественного мнения и коммуникации с населением, но некоторые – до сих пор игнорируют необходимость получения «обратной связи» от граждан.

Участники дискуссии говорили о возможности использования интернет-площадок для изучения мнения горожан, а также рассмотрели опыт использования праздников и спортивных мероприятий для вовлечения жителей в городскую жизнь. Говорили и о том, как сделать «обратную связь» с населением эффективной.

В рамках площадки «Город экономического роста» были рассмотрены вопросы инвестиционной привлекательности, снятия инфраструктурных ограничений, повышения кадрового потенциала.

Александр Полиди.jpg

«Источником ресурсов для позитивного развития города является экономический рост, поэтому мы в рамках секции «Город экономического роста» обсуждали три основных направления: какие ограничения для развития бизнеса в городах сегодня существуют, как их можно решить с помощью законодательных рычагов, как развивать человеческий капитал», - прокомментировал председатель комиссии по вопросам экономики, промышленного и агропромышленного сектора, комплексного развития сельских территорий, поддержки малого и среднего бизнеса Общественной палаты Краснодарского края Александр Полиди.

Он отметил, что также необходимо понять, как позиционировать город, как сделать его центром притяжения талантов, денег, ресурсов. В качестве примера эксперт привел Краснодар - город номер один по миграции в стране.

«Что привлекает людей? Хороший климат и экономико-географическое положение, простор для раскрытия своего потенциала. Население растет. Но одновременно с этим люди начинают требовать качественной городской среды», - сказал Александр Полиди.

Завершился форум общим фуршетом. Участники смогли обменяться мнениями и наметить планы по дальнейшему сотрудничеству. Информация, которая была представлена к обсуждению, наверняка, поможет руководителям городов «перенастроить» работу муниципальных органов власти и даст импульс для дальнейшего развития территорий.

Принимавший участие в мероприятии губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев предложил сделать Форум развития городов ежегодным, а один из инициаторов форума, депутат Государственной Думы, член Центрального штаба ОНФ Наталья Костенко, пообещала выработанные предложения направить правительству страны, в Администрацию президента и Госдуму, а также проконтролировать, чтобы они не затерялись в канцелярии, а дошли до адресатов и были услышаны.

Интернет-портал "Ясно", 12 февраля 2019 г.