В Госдуму внесен законопроект о создании муниципальных округов
В Госдуму внесен законопроект о совершенствовании территориальной организации местного самоуправления
В рекомендациях по итогам специального заседания «Право граждан на участие в местном самоуправлении: проблемы и перспективы», состоявшегося 24 апреля 2017 г., Совет по правам человека при Президенте РФ (далее - Совет) подверг критике проводимую в ряде субъектов Российской Федерации практику неоправданного повсеместного преобразования муниципальных районов в городские округа, что недопустимо ликвидировало сложившийся десятилетиями поселенческий уровень местного самоуправления, превращая его в исполнительную власть и выхолащивая содержание права граждан на участие в МСУ.
Малочисленным депутатам городского округа намного сложнее оказывать значимое влияние на принятие решений в интересах избирателей, в том числе в части распоряжения средствами окружного бюджета, а его глава подотчетен губернатору, а не населению.
В своих рекомендациях Совет предлагал профильным органам власти:
- определить оптимальную территориальную организацию системы МСУ для разных типов муниципальных образований. Оптимизация территориальной структуры публичной власти на муниципальном уровне обеспечивает синергию государственного управления и местного самоуправления, развитие систем расселения и инфраструктуры жизнеобеспечения, позволяет поддерживать существующие и формировать новые точки экономического роста;
- определить критерии образования городских округов. В частности, установить возможность преобразования муниципального района в городской округ только при наличии соответствующих инфраструктурных предпосылок (городская система расселения и структура хозяйства, протяженность территории и др.). Наспех же образованные городские округа, не соответствующие «урбанистическим» критериям, статусом городских наделяться не должны.
23 января председателем профильного комитета Государственной Думы Алексеем Диденко и другими депутатами в Госдуму внесен законопроект № 631571-7, который проходил тяжелые консультации больше года.
Призванный усовершенствовать территориальную организацию МСУ, он вводит новый вид муниципального образования - муниципальный округ и в целом учитывает предложения Совета.
Основная цель законопроекта - урегулировать коллизии, возникшие в результате преобразования муниципальных районов в городские округа с параллельным упразднением сельских и городских поселений.
В частности, устаналивается возможность образования муниципальных округов в малонаселенных местностях с большой протяженностью территории, где предпочтительна одноуровневая модель МСУ.
Преобразование муниципального района в городской округ станет возможным только при соблюдении территориального и агломерационного критериев. То есть, если площадь его сельской территории не превышает размера городской и не менее 2/3 населения проживает именно в городах. Не соответствующие этим условиям городские округа можно будет разделить на другие муниципальные образования.
Муниципальные и городские округа предлагается уравнять в полномочиях, не противопоставляя другу другу, т.к. допускается возможность вхождения в состав первых городских округов, в которых концентрируются «бюджетообразующие» ресурсы (это бывшие города «областного подчинения»).
Совет даст более детальную оценку указанному законопроекту в своем докладе о ходе административной реформы по преобразованию городских и сельских поселений в городские округа, который разрабатывается Постоянной комиссией по миграционной политике, местному самоуправлению и территориальному развитию.
Очередная реформа от Госдумы: в России вскоре может появиться новый тип муниципальных образований
Группа депутатов Госдумы РФ во главе с председателем комитета по местному самоуправлению Алексеем Диденко (ЛДПР) накануне, 23 января 2019 года, внесла в нижнюю палату отечественного парламента проект поправок к закону «Об общих принципах организации местного самоуправления», вводящих новый тип муниципального образования - муниципальный округ.
Авторами инициативы выступили депутаты Алексей Диденко, Виктор Кидяев, Игорь Сапко, Андрей Марков, Михаил Емельянов, а также сенаторы Олег Мельниченко, Вячеслав Тимченко, Андрей Шевченко и Ахмат Салпагаров.
Законопроект вводит новый вид муниципальных образований - муниципальный округ. Отмечается, что он не является противопоставлением городскому округу, так как допускает возможность вхождения в его состав городов, в которых концентрируются «бюджетообразующие» ресурсы.
Муниципальные округа могут быть созданы в случае объединения всех поселений, которые входят в состав муниципального района. При этом муниципальный район и поселения должны утратить статус муниципального образования. Такие округа разрешат создавать и после наделения городских округов соответствующим статусом.
Муниципальный округ может состоять не менее чем из трёх населённых пунктов, объединённых общей территорией.
Принятие поправок позволит со временем уйти от двухуровневой системы местного самоуправления, появившейся после реформы 2003-2007 годов. Но это нельзя считать главным смыслом проекта, все типы существующих муниципальных образований сохраняются, рассказал изданию vedomosti.ru соавтор данных поправок, член Совета Федерации Вячеслав Тимченко: ",У нас было семь типов муниципальных образований, теперь будет восемь. В некоторых случаях целесообразно объединять несколько поселений, их объединяли в городской округ. Но иногда это не имело смысла». В 2014 году регионам дали возможность самостоятельно определять целесообразность создания муниципальных образований нового типа, такая же ситуация будет и сейчас", - заявил журналистам парламентарий.
По словам известного российского политолога Александра Пожалова из ИСЭПИ ( (Институт социально-экономических и политических исследований), основная цель законопроекта - урегулировать конфликтные обстоятельства и несоответствия, возникшие в результате преобразования муниципальных районов в городские округа с параллельным упразднением сельских и городских поселений.
Следует напомнить, что в 2014 году в России прошла масштабная реформа МСУ (местного самоуправления). Весной того года депутаты Госдумы приняли законопроект, который вводит новый тип муниципального образования - город с районным делением, а также расширяет полномочия субъектов РФ. В первом чтении документ фактически отменял выборы мэров, однако согласно итоговым поправкам регионам было предоставлено право самим определять способы избрания глав муниципальных образований: напрямую населением или из состава представительного органа власти. Также возможны два варианта при формировании всех органов местного самоуправления.
Тогда же в России появилось два новых типа муниципальных образований - городской округ с внутригородским делением и внутригородской район. В крупных городах это предполагает создание собственных советов депутатов во внутригородских районах. Впоследствии уже из районных депутатов будет формироваться городская дума (так, например, произошло в Челябинске). В муниципальных районах (объединяют несколько городских и сельских поселений) формирование представительного органа также предлагается осуществлять путем делегирования от дум поселений, входящих в состав района муниципального района. Кроме депутатов, в него могут также входить главы поселений. Главу местной администрации или так называемого сити-менеджера будут или назначать по контракту или напрямую выбирать на срок, который предусмотрен уставом и должен быть не менее 2 и не более 5 лет.
Закон закреплял минимальный перечень вопросов местного значения, который должен находиться в исключительном ведении муниципальных образований. «Неснижаемый остаток» для сельских поселений - это 13 полномочий, для всех остальных типов муниципальных образований - 16. Одновременно предусмотрено, что законами субъектов могут устанавливаться дополнительные вопросы местного значения, но «с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств».
Ведомости-Урал, 25 января 2019 г.
О. Мельниченко: Возможность создания муниципальных округов придаст новый импульс развитию местного самоуправления
Законопроект предусматривает введение нового вида муниципального образования – «муниципальный округ» и направлен на совершенствование территориальной организации местного самоуправления.
В связи с введением нового вида муниципального образования законопроектом предлагается уточнить понятие городского округа. В частности, предусматривается ряд критериев, которым должны соответствовать городские округа. Например, не менее двух третей населения городского округа должны проживать в городах или иных городских населенных пунктах, а размер территории, предназначенной для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры городского округа, не должен превышать размера территорий соответствующих городов или иных городских населенных пунктов.
Также законопроектом предусматривается, что в случае, если после объединения всех поселений, входящих в состав муниципального района, с городским округом, такой городской округ не соответствует требованиям, предъявляемым к городским округам, то он может наделяться статусом муниципального округа.
Для того чтобы органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могли привести свои правовые акты в соответствие с предлагаемыми новшествами законопроектом предусматривается переходный период до 1 января 2025 г.
Согласно пояснительной записке к проекту федерального закона, предлагаемые изменения направлены на упорядочение сложившейся неоднородной практики территориальной организации местного самоуправления, в первую очередь связанной с соотношением статуса муниципального образования и специфики административно-территориального устройства.
По мнению авторов законопроекта, реализация инициативы позволит улучшить финансовое положение населенных пунктов, испытывающих с этим трудности, и, как следствие, повысить эффективность решения отраслевых вопросов местного значения, требующих существенных капиталовложений и являющихся наиболее значимыми с точки зрения обеспечения эффективного пространственного и социально-экономического развития территорий.
Информационно-аналитический портал "Пенза - пост", 23 января 2019 г.