Доклад Общественной палаты РФ, ОНФ и СПЧ по проблемам утилизации мусора
Доклад Общественной палаты РФ, ОНФ и СПЧ по проблемам утилизации мусора
12 октября 2018 г.
О проведенных общественных мероприятиях, собранных материалах и их анализе, а также рекомендациях по решению проблем в "мусорной сфере" и учете мнения граждан при строительстве объектов по переработке бытовых отходов на пресс-конференции в информагентстве ТАСС рассказали секретарь Общественной палаты РФ Валерий Фадеев, председатель Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов, вице-спикер Госдумы, сопредседатель Центрального штаба ОНФ Ольга Тимофеева, председатель комиссии Общественной палаты РФ по экологии и охране окружающей среды Альбина Дударева и председатель постоянной комиссии СПЧ по экологическим правам Сергей Цыпленков.
В доклад вошли предложения экспертов ОНФ о мерах по развитию в России переработки твердых коммунальных отходов. Особый акцент сделан на учете мнения граждан при строительстве полигонов, мусоросортировочных станций и перерабатывающих комплексов. В доклад включены предложения ОНФ о совершенствовании механизма расширенной ответственности производителей товаров за утилизацию отходов, предложения по стимулированию раздельного сбора и вторичной переработки отходов, включая экономические и управленческие шаги.
Сопредседатель Центрального штаба ОНФ, вице-спикер Госдумы Ольга Тимофеева отметила: «С 1 января все территории должны перейти на новый порядок обращения с отходами. Осталось два с половиной месяца, но до сих пор не все регионы готовы, не везде выбраны регоператоры и утверждены тарифы. Таких порядка 10 территорий. В ряде регионов произошел жесткий передел рынка, не всегда в лучшую сторону. Сегодня мы видим, как компании борются за тарифы и платежи населения, но нет понимания, какие инвестиции они вложат, как будут развивать переработку. И одна из главных проблем реформы – то, что она реализуется практически без учета мнения граждан. С людьми никто не обсуждал территориальные схемы по обращению с отходами. Если слушания проводились, то часто формально, с большими нарушениями. Документ, регламентирующий порядок общественного обсуждения терсхем, был принят правительством только что, с большим запозданием. Поэтому мы как общественники требуем полной прозрачности мусорной реформы и тотального контроля за тарифами».
Ольга Тимофеева также подчеркнула, что основная нормативная база для реформы уже сформирована. «До 2020 года регионы должны будут откорректировать свои территориальные схемы, доработать их с учетом новых требований и мнения граждан. ОНФ будет держать этот процесс на контроле и участвовать в обсуждениях», – заявила она.
Сопредседатель Центрального штаба ОНФ особо отметила персональную ответственность глав регионов за то, чтобы переход на новую модель был без сбоев и мусорного коллапса: «Главы регионов сейчас должны управлять ситуацией в ручном режиме. Рынок меняется, пришли новые игроки, поэтому в переходный период нужен тотальный контроль и ручное управление. Все полномочия сегодня у регионов».
К сожалению, в территориальные схемы обращения с отходами не включаются несанкционированные свалки и нелегальные полигоны. Таким образом они выпадают из поля зрения. Между тем в России по-прежнему остро стоит проблема стихийных и «серых» свалок. За полтора года работы на ресурс ОНФ «Интерактивная карта свалок» поступило 22874 обращений граждан, из них по 10588 (46%) достигнуты положительные результаты, 9672 находятся в работе с органами власти. Активность граждан на этом ресурсе не спадает.
Тимофеева напомнила также, что в новом «майском указе» президента есть пункт о первоочередной ликвидации свалок в границах городов.
Используя базу ресурса ОНФ «Интерактивная карта свалок», эксперты Народного фронта составили рейтинг 16 крупных российских городов по эффективности ликвидации городских свалок. Были проанализированы санитарное состояние городов России с населением более миллиона человек, доля решенных проблемных точек на карте. Лучшими рейтинге были признаны Казань, Новосибирск, Воронеж и Пермь. Аутсайдерами стали Екатеринбург и Челябинск, в которых ситуация в последнее время не только не улучшилась, но даже ухудшилась. В этих 16 российских городах проживает около трети всех граждан страны, и именно крупные центры чаще всего сталкиваются с проблемами незаконных свалок.
В ОНФ отмечают, что свалок станет меньше, когда будет налажен новый порядок обращения с отходами и появится новая инфраструктура по раздельному сбору и переработке отходов. До 80% твердых коммунальных отходов, считают эксперты, можно пустить на переработку и вторичное использование.
Секретарь Общественной палаты РФ, член Центрального штаба ОНФ Валерий Фадеев предложил национализировать полигоны твердых бытовых отходов, а также создать в России экотехнопарки и национальный проект по ресурсосбережению. «Нужно создавать экотехнопарки – высокотехнологичные объекты по переработке отходов. Также есть предложение Общественной палаты – национализировать полигоны. Сегодня свалки организует бизнес, и ликвидировать их приходится очень часто за счет бюджета», – сказал Фадеев.
Председатель Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов рассказал о том, что в стране около 95% отходов отвозят на свалки и только 5% перерабатывают или сжигают. По его словам, стране нужны заводы по сортировке мусора. «После сортировки пластик идет на переработку, стекло идет на переработку, метал идет на переработку. А с тем, что невозможно разделить, нужно что-то делать: либо сжигать, либо другим способом обезвреживать. В самом конце цепочки стоят полигоны. Но на них сейчас свозится порядка 95% мусора, а должно свозиться 5%» , – сказал Федотов.
По его словам, сегодня в России 14 тыс. официальных мусорных полигонов, которые занимают территорию 4 млн га. «На этих миллионах гектар мы могли бы выращивать хлеб, овощи, они могли бы быть использованы на пользу, а эти территории использованы для того, чтобы загрязнять окружающую среду, потому что полигоны являются источникам загрязнения, особенно когда на них свозится неразделенный мусор», – подчеркнул Федотов.
"АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПЕРЕРАБОТКИ ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УЧЕТА МНЕНИЯ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ОБЪЕКТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ ПЕРЕРАБОТКИ УКАЗАННЫХ ОТХОДОВ"
СОДЕРЖАНИЕ ДОКЛАДА
Введение
1. "Мусорный кризис" глазами населения
2. Анализ эффективности мер по обеспечению переработки ТКО
2.1. Текущая ситуация
2.2. Анализ регуляторных мер обеспечения переработки твердых коммунальных отходов
2.2.1. Территориальные схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными, и региональные программы в области обращения с отходами
2.2.2. Институт регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными
отходами
2.2.3. Лицензирование в области обращения с отходами
2.2.4. Показатели и индикаторы стратегического развития Российской Федерации
2.2.5. Полномочия и регулирование в области обращения с отходами
2.2.6. Укрупненные выводы анализа регуляторных мер по обеспечению переработки твердых
коммунальных отходов
2.2.7. Предложения
2.2.7.1. В части учета и отчетности твердых коммунальных отходов
2.2.7.2. В части снижение количества отходов и организации раздельного сбора
2.2.7.3. В части регулирования и реализации государственной политики
2.3.Анализ финансовых мер обеспечения переработки твердых коммунальных отходов
2.3.1. Тарифное регулирование
2.3.2.Расширенная ответственность производителей и импортеров
2.3.3. Развитие «зеленых» финансовых инструментов
2.3.4. Финансовые меры государственной поддержки и стимулирования обеспечения переработки твердых коммунальных отходов
2.3.5. Укрупненные выводы анализа финансовых мер обеспечения переработки твердых
коммунальных отходов
2.3.6. Предложения
2.3.6.1. В части стимулирования переработки отходов и вовлечения вторичных ресурсов в экономику страны
2.3.6.2. В части инновационного развития системы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными
2.3.6.3. В части системы управления для обеспечения эффективности мер по переработке твердых коммунальных отходов
3. Предложения по обеспечению учета мнения граждан при строительстве и эксплуатации объектов по обработке, утилизации и обезвреживания отходов
3.1. Меры по обеспечению обратной связи
3.2.Общественный экологический контроль
3.3. Экологическое просвещение
Приложение 1. Доклад СПЧ по вопросам, связанным с обеспечением прав населения на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду при утилизации отходов потребления
Приложение 2. Дополнение от СПЧ (письмо исх.. NoА4-9 - 3129 от 31.07.2017)
Приложение 3. Материалы ОНФ (письмо исх. No ОНФ/2 - 478/2018 от 31.07.2018)
Приложение 4. Доклад «Территориальная схема обращения с отходами в Московской области. Сергиево-Посадский мусороперерабатывающий комплекс - катастрофа, которую нельзя допустить" (обращение в ОП РФ No 8885/2018 от 17.07.2018)