Мусорный ветер перемен: какие риски для Воробьева несут подмосковные экологические протесты
Николай Пономарев, политолог
Волна протестов, порожденных проблемой мусорных полигонов, может стать источником политических рисков для губернатора Московской области. Однако они будут выражены вовсе не в угрозе отставки под давлением общественности.
Во-первых, следует помнить о том, что митинги, пикеты и блокирование автотрасс создает негативный информационный фон не только вокруг фигуры Андрея Воробьева. Организаторы протестов выступают с обвинениями в адрес широкого круга лиц и организаций. В результате массовых акций местных жителей страдает репутация «Ростеха», лично генерального директора этой корпорации Сергея Чемезова, владельца «Volga Group» Геннадия Тимченко, главного федерального инспектора Аппарата полномочного представителя президента РФ в ЦФО Владимира Лавленцева, сына генпрокурора РФ Игоря Чайки и вице-мэра Москвы Петра Бирюкова.
Протесты не лучшим образом отражаются и на медийном образе ряда глав иных регионов. В частности, некоторые СМИ обозначили в качестве виновника «мусорной катастрофы» мэра Москвы Сергея Собянина. Проблемы в связи с планами строительства станции сортировки мусора и мусороперерабатывающего завода, привязанных к инфраструктуре Подмосковья, возникли у главы Владимирской области Светланы Орловой. Критике со стороны общественности подвергся и губернатор Калужской области Анатолий Артамонов: поводом для этого стала декларация готовности принять часть отходов из Подмосковья на мусоросортировочных объектах региона.
Вполне естественно, что рост числа негативных сюжетов в масс-медиа не лучшим образом отражается на отношениях губернатора Воробьева как с федеральным центром, так и с партнерами, участвующими в решении проблемы мусорных полигонов Подмосковья.
Во-вторых, тема утилизации отходов в Московской области достаточно часто попадает в поле зрения представителей федерального руководства. В том числе – в результате прямого общения Владимира Путина с представителями гражданского общества. Например, проблема была озвучена в ходе заседания Совета при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека, состоявшегося 30 декабря 2017 г. Журналист Николай Сванидзе сообщил главе государства, что, по его информации, проходивший 7 октября в поселке Селятино Наро-Фоминского района «антимусорный» митинг был разогнан без каких-либо законных оснований. А правозащитник Евгений Бобров подверг критике саму концепцию существующей в Подмосковье системы обращения с отходами. И хотя Владимир Путин выступил в этот раз в качестве адвоката областного руководства, вполне очевидно, что сам факт жалоб не лучшим образом скажется на позиции губернатора.
В-третьих, закрытие ряда подмосковных полигонов болезненно отразилось как на состоянии столичной казны, так и на репутации мэрии. Стоимость услуг полигонов в некоторых случаях выросла более чем в 4 раза. Как следствие, имели место факты, когда отходы нелегально размещали в Москве, посреди жилого массива (это было вскрыто гражданскими активистами в ходе акции «Куда уходит мусор»). Вполне очевидно, что все это не способствовало улучшению отношений между Москвой и Красногорском.
Кроме того, имеет место своеобразное «склеивание» протеста, выстраиванием связей между недовольными гражданами на межрегиональном уровне. Когда власти Москвы отклонили заявки на проведение митинга против открытия ТБО «Малинки», протестующие перенесли свое мероприятие в Подольск. В недавнем митинге в Черноголовке также участвовали не только местные жители и «столичные гости», но и десант активистов из Владимирской области. Вероятнее всего, интеграция протестных групп будет способствовать усилению их активности. Что не лучшим образом отразится на стабильности в регионе, недавно пережившем волну протестов против муниципальной реформы.
Наконец, следует помнить о грядущих выборах губернатора Московской области. Актуализация «мусорной» тематики и связанная с ней мобилизация протестных групп могут повлиять на результаты голосования. В особенности – на фоне относительно низкой явки, фиксируемой на региональных выборах в последние годы. О поражении действующего губернатора речи, конечно, не идет. Однако существенное снижение полученного им процента голосов вполне возможно. Реалистичность этого сценария вырастет, если «разгневанными гражданами» будет избрана тактика протестного голосования за наиболее перспективного кандидата от оппозиции, безотносительно отношения к его личности или партийной принадлежности.
3 марта 2018 г.