Новости

Наши предложения по доработке законопроекта о защите жителей бывших ведомственных общежитий (рассмотрение профильным комитетом Госдумы 3 апреля)

28.03.2017 01:47

Предложения заместителя председателя СПЧ

Е.А. Боброва

по доработке законопроекта № 32886-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"

Предлагаю:

Первое: установить прекращение статуса общежития у всех бывших ведомственных (рабочих) общежитий, переданных как в муниципальную (нынешняя редакция статьи 7 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ), так и в государственную или частную собственность, одновременно изложив статью более ясным языком

Второе: уточнить сохранение права на приватизацию занимаемых жилых помещений гражданами, вселенными в жилое помещение, расположенное в переданном в частную собственность бывшем ведомственном общежитии, до государственной регистрации права собственности на дом (жилые помещения в нем)

 

Обоснование необходимости:

Распространив на отношения по пользованию жилыми помещениями в бывших ведомственных общежитиях нормы о договоре соцнайма, действующая редакция статьи 7 не урегулировала автоматическое прекращение такими домами статуса общежития. В связи с этим, даже приватизировавшие свои жилые помещения граждане часто сталкиваются со сложностями в подтверждении прекращения такими домами указанного статуса (управления ФРС продолжают указывать в ЕГРН статус дома как "общежитие", в ряде случаев местные власти не признают в связи с этим легитимность общих собраний собственников жилья, владельцы многоквартирных домов чинят жителям проблемы в установке индивидуальных счетчиков потребления коммунальных услуг и др.).

Кроме того, в силу сложившейся судебной практики утрачивает статус общежития бывшее ведомственное (рабочее) общежитие, переданное не только в муниципальную, но и в частную собственность (определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28.07.2008 г. № 77-В09-5, от 07.10.2015 г. № 78-КГ14-18 и др.). Лишь в случае вселения до государственной регистрации права частной собственности на жилой дом на жителей распространен соцнайм, а после государственной регистрации - (коммерческий) найм.

Исключение из законопроекта (и действующей редакции статьи 7 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ) фразы о принадлежности жилых домов "государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям" необходимо для распространения рассматриваемых отношений на случаи принадлежности жилых домов и многоквартирных домов, прежде всего, профсоюзам, которые относились к общественной форме собственности. Таких домов - бывших ведомственных общежитий - особенно много в южных областях России, которые использовались как пансионаты, здравницы, дома отдыха и др. Хотя работники вселялись в них по ордерам, регистрировались по месту жительства и десятилетиями оплачивали свое проживание и жилищно-коммунальные услуги по тарифам муниципального жилищного фонда социального обслуживания. В связи с этим, а также в связи с незаконными действиями отдельных собственников зданий бывших общежитий по переводу зданий общежитий (либо отдельных жилых помещений в них) в нежилой фонд, весьма актуален и вопрос распространения рассматриваемых отношений не только на жилые помещения, но и на нежилые. В данном случае слова "жилое помещение" по тексту законопроекта заменяются на "помещение" (из-за юридико-технической спорности данного предложения в поправках оно не отражено).

Считаю необходимым распространить вышеназванное правовое регулирование и на случаи передачи бывших ведомственных общежитий и в государственную собственность, поскольку в настоящее время фактически никакие бывшие рабочие (т.е. нестуденческие) общежития давно не имеют каких-либо атрибутов общежития, а многие проживающие в них граждане, вселенные до 1 марта 2005 г., к тому же приобрели право на невозможность своего выселения без предоставления другого жилья (как правило, отработав у владельца общежития более 10 лет по состоянию на март 2005 г. и состоя (имея основания состоять) на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (в жилых помещениях).

В части сохранения права на приватизацию жилых помещений в приватизированных бывших ведомственных общежитиях, занимаемых гражданами, вселенными в них до приватизации жилого дома или многоквартирного дома, принятая в первом чтении редакция законопроекта не учитывает гарантированное им статьей 18 Федерального закона "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 04.07.91 г. право на приватизацию занимаемого жилья. Тем более, при бессрочном продлении данного права Федеральным законом от 22.02.2017 г. № 14-ФЗ.

Текст поправки:

Предлагаю изменить часть 1 и первый абзац части 2 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ (законопроекта в первом чтении) на следующие:

 

Статья 7.

"1. Жилые дома и многоквартирные дома, использовавшиеся в качестве общежитий для проживания работников предприятий, учреждений и организаций, утрачивают статус общежития при передаче таких домов (жилых помещений в них) в муниципальную, государственную или частную собственность.

2. Проживание граждан в жилых помещениях, указанных в части 1 настоящей статьи, регулируется:

а) нормами Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма - при передаче жилого дома и многоквартирного дома в муниципальную или государственную собственность;

б) нормами Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма - при передаче жилого и многоквартирного дома в частную собственность, если вселение гражданина в жилое помещение, расположенное в таком жилом доме или многоквартирном доме, имело место до государственной регистрации права собственности на дом (жилые помещения в нем) в установленном законом порядке;

в) нормами Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре найма жилого помещения (если иные условия не были определены при вселении) с сохранением права на приватизацию жилого помещения, с учетом особенностей, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи, - при передаче жилого дома или многоквартирного дома в частную собственность, если вселение гражданина в помещение, расположенное в таком доме, имело место после государственной регистрации права собственности на дом (жилые помещения в нем) в установленном законом порядке.".

 

Третье: в целях прекращения практики образования в бывших ведомственных общежитиях коридорной системы "мегакоммуналок" размером с весь этаж (по 15-40 комнат на этаже) установить возможность их образования только в случае предварительного соблюдения установленных санитарных и технических требований при их создании, включая необходимость проведения реконструкции (перепланировки, переустройства) в установленном порядке.

Учитывая уже состоявшееся преобразование значительного количества бывших «ведомственных» общежитий коридорного типа в коммунальные квартиры размером с весь этаж, предлагаю придать данной норме обратную силу с целью восстановления жилищных прав граждан, проживающих в жилых помещениях, ставших частью коммунальной квартиры, нарушенных несоблюдением санитарных и технических требований при образовании такой коммунальной квартиры. Одновременно даны отсутствующие в федеральном жилищном законодательстве понятия жилого дома коридорного типа и коммунальной квартиры.

Текст поправки:

"5. Объединение всех помещений в жилых домах коридорного типа, расположенных на одном этаже, в одну коммунальную квартиру допускается только при соблюдении установленных санитарных и технических требований путем проведения реконструкции.

Под жилым домом коридорного типа для целей настоящей статьи понимается жилой дом, в котором вход во все жилые помещения, расположенные на одном этаже подъезда, осуществляется непосредственно из общего коридора.

Под коммунальной квартирой для целей настоящей статьи понимается квартира, обеспечивающая возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в многоквартирном доме, состоящая из нескольких жилых помещений (комнат), в которой проживают два и более пользователя и (или) собственника, не являющихся членами одной семьи, на основании отдельных договоров социального найма, найма или на основании права собственности на отдельные жилые помещения в квартире (комнаты).

6. Положения части 5 настоящей статьи распространяются на отношения, возникшие до ее вступления в законную силу.".

 

Четвертое: В случае вселения и проживания в одном жилом помещении граждан, не являющихся членами одной семьи (так называемое вселение на «койко-место»), предлагаю заключать с ними один договор найма на все жилое помещение как с отдельными нанимателями на условиях, аналогичных условиям договора социального найма,  включая установление размеров платы за пользование жилым помещением, платы за содержание жилого помещения и платы за коммунальные услуги.

Текст поправки:

"7. В случае вселения в жилое помещение, расположенное в жилом доме, указанном в части 1 настоящей статьи, нескольких граждан, не являющихся членами одной семьи, с такими гражданами заключается договор найма на условиях, аналогичных условиям договора социального найма,  включая установление размеров платы за пользование жилым помещением, платы за содержание жилого помещения и платы за коммунальные услуги. При этом нанимателями по указанному договору являются все граждане, проживающие в данном жилом помещении.".

 

                                                                                                   28 марта 2017 г.

Е.А. Бобров

Комментарии посетителей
Надежда minokhina@yandex.ru
29.03.2017 12:18
Спасибо Вам огромное!!!!!!!
Людмила lyu-sozontova@yandex.ru
01.04.2017 09:23
Если бы так ГД оставила и если бы суды ещё это соблюдали, можно было бы за приватизацию попробовать посудиться. Я думаю, что самый большой бой будет за слова "после" и "до" государственной регистрации права собственности на дом.
Мне 30 марта Верховный суд РФ отказал в признании права муниципальной собственности на квартиру в бывшем общежитии, т.е. ни один суд в стране не признал, что здание общежития строилось на гос. средства и до приватизации 7 лет было в собственности у государства, а у предприятия только на балансе.
Полное ощущение, что правительство ждёт, когда я умру, а собственники останутся и будут жить счастливо.
А вообще с общежитиями надо как с Крымом: вернуть государству и всё! Пусть город и район сами разбираются с проживающими. Вон сколько людей похапали на халяву комнаты и квартиры, живут себе, а мучаемся только мы, кто просто работал и не знал, что государство сделает.
Спасибо за работу,
Наталия glavbuh_sg@mail.ru
02.08.2017 07:06
Дай бог что бы ваши поправки прошли. Это решило бы многолетние проблемы жильцов, которые не имеют никаких отношений с новым федеральным собственником, потратили кучу нервов и денег на защиту своих прав. Ждем с нетерпением. Особенно правильно "первое"!!!!
Еще не плохо предусмотреть компенсацию жильцам, чьи права нарушены незаконными действиями так называемых новых собственников, т.к. своими действиями они лишили людей на улучшение жилищных условий. Например предоставление жилого помещения в данном общежитии на расширение с правом приватизации или денежная компенсация на расширение, согласно нормам жил. кодекса
Добавить комментарий