О контроле за преобразованием муниципалитетов в городские округа
По многочисленным обращениям глав муниципальных поселений, депутатов и жалобам граждан информирую о некоторых результатах контроля за преобразованием муниципалитетов в городские округа, что обсуждалось на заседании СПЧ с главой государства 8 декабря 2016 г. на примере Московской области.
Учитывая важность тематики, соответствующее поручение первого заместителя главы администрации Сергея Кириенко было оперативно дано еще в ходе подготовки к заседанию с участием Президента РФ.
Профильными органами власти, прежде всего, дана негативная оценка непродуманной спешке, когда "правила игры" придумываются в ходе реформы и явно не в интересах населения. Инициировавшие муниципальные реформы губернаторы предупреждены о недопустимости жесткого административного давления на депутатов, фальсификации мнения населения и о своей личной персональной ответственности за обеспечение эффективной реализации жителями права на местное самоуправление, что реформы должны быть всесторонне продуманными и могут проводиться только при полной поддержке населения и в его интересах, а не только бизнеса и власти.
Города воинской доблести и славы, исторические и другие наиболее значимые поселения должны быть полностью сохранены как самостоятельные населенные пункты с соответствующим бюджетом и полномочиями. Поскольку действующий Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления не предусматривает их сохранения на территории единого городского округа, на текущей неделе в Госдуму вносится законопроект об изменении этого закона.
Региональным властям рекомендовано рассмотреть вопрос увеличения квоты представительства от таких поселений в Совете депутатов городского округа, что обеспечит более полный учет интересов их жителей.
В Госдуме прорабатывается возможность преобразования муниципальных районов сельского типа не в городские, а в муниципальные округа, что защитит их от излишней урбанизации.
Появились существенные возражения и у государственно-правового управления Мособлдумы.
Так, в своем отрицательном заключении на законопроект о реформировании Наро-Фоминского муниципального района помимо ссылок на изложенные выше и другие его противоречия данному Федеральному закону, ГПУ выявило и такие коррупциогенные факторы, как нарушение компетенции при принятии и недопустимую возможность произвольного выбора правоприменителем подлежащих применению норм права. В заключении также указывается на отсутствие возможности уяснить суть происходящих изменений административно-территориального устройства района, обоснования необходимости принятия законопроекта, а также необходимость его существенной технико-юридической доработки.
В связи со столь неоправданной спешкой, реформы остановлены в Наро-Фоминском, Можайском, Талдомском и других районах, в которых не обеспечено, прежде всего, сохранение исторических городских поселений Верея (XIV в.), Запрудня (XVII в.), Красково (XVII в.), Апрелевка и др. Результатом недопустимо позорного административного давления в Талдоме, помимо прочего, стал самороспуск городского Совета депутатов (подтвержден судом).
Поскольку принятие поправок в Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления займет примерно полгода (если будет рассматриваться без приоритета), у региональных властей есть время выявить и предотвратить и возможные другие негативные последствия муниципальной реформы. А в тех районах, где местная администрация и население категорически против ее проведения, во избежание усиления социальной напряженности - отказаться от реализации.
СПЧ, в свою очередь, продолжает контролировать ситуацию с преобразованием в городские округа районов, из которых поступает наибольшее количество жалоб депутатов и местных жителей, и не только в Московской области. Эта тематика будет одной из приоритетных и в ходе ближайших выездных заседаний Совета в разных регионах Российской Федерации.