Официальная позиция Дагкомрелигии по поводу запрета ношения хиджабов в школах Республики Мордовия
Россия – многонациональная и многоконфессиональная страна, единство которой – в разнообразии народов, традиций, культур, религий. И их ущемление чревато последствиями для сохранения этого единства.
В последние месяцы российское информационное пространство будоражит очередной инцидент, связанный с запретом ношения хиджаба в Республике Мордовия якобы в целях профилактики экстремизма в преддверии чемпионата мира по футболу, который пройдет в России в 2018 году.
Утверждать, что все женщины, исповедующие ислам и ходящие с покрытой головой, хотят совершить теракт – это не просто глупость и откровенное невежество, а самая настоящая провокация. Подобные безапелляционные запреты, которые вводят некоторые облеченные властью люди, предварительно не проанализировав ситуацию и возможные последствия, играют на руку экстремистам-вербовщикам. Технология «промывки мозгов» проста: женщине внушают, что светские власти не дают ей жить по канонам ислама, у нее есть возможность переселиться в государство, где ей будут предоставлены все эти права, либо же нужно сражаться за них в том государстве, где она живет. К чему это приводит, мы уже знаем на горьком опыте. Нужно ли нам давать лишние козыри в руки вербовщиков?
Истинно верующий человек никогда не пойдет на совершение преступлений против человечности. А запрет на ношение платков или светлых хиджабов в школах приведет только к социальной напряженности и межконфессиональному разладу в обществе. Платок как часть хиджаба является традиционным аксессуаром национальной одежды многих народов России, он же предписан и православной культурой. К примеру, национальная женская одежда дагестанских народов, закрывающая все, кроме кистей рук и лица, является ничем иным, как хиджабом. Хиджабом (в переводе с арабского означает «преграда») называют полный комплект женской одежды, отвечающий требованиям божественных установлений (покрывает все, кроме кистей рук и лица, не облегающий, не прозрачный, не пёстрый, не мужеподобный). В соответствии с приведенными требованиями к женской одежде можно с уверенностью сказать, что под термин «хиджаб» вполне попадает традиционная женская одежда большинства народностей России до начала революции 1917 года, в том числе и русский национальный костюм. Поэтому возражения тех, кто говорит, что хиджаб чужд нашим культурам, не выдерживают критики.
Кроме того, нельзя упускать из виду и следующий факт: для всех мусульманок, достигших совершеннолетия (период полового созревания, преимущественно от 12 лет), ношение хиджаба при выходе из дома (т.е. во всех общественных местах) является обязательным предписанием религии. А отрицание обязательности ношения хиджаба совершеннолетней мусульманкой выводит человека из ислама в соответствии с мусульманским вероучением.
Государственное устройство нашей страны является федеративным. В слове «федерация» заложены главный механизм и философия государства, согласно которым без учета культурных (в том числе и религиозных) традиций населения, проживающего в том или ином регионе, мы не в состоянии построить гармоничное общество. Сегодня ислам невозможно отделить от социальной, культурной, политической, экономической сфер жизни мусульман, проживающих во многих российских регионах. Роль религии в жизни верующих всеобъемлюща, так как ислам регулирует все аспекты поведения мусульман 24 часа в сутки. И соблюдение предписаний мусульманской религии не противоречит светскому законодательству, так как они основываются на общечеловеческих ценностях.
В президентском Совете по правам человека (СПЧ) после обсуждения ситуации в Мордовии предложено оставить регионам право решать вопрос о допустимости ношения хиджабов в школах. Заместитель председателя СПЧ Евгений Бобров заявил: «Ношение хиджаба нарушением Конституции не является, потому что у нас светское государство, и образовательная деятельность тоже должна соответствовать принятым законам. Но я считаю, что в регионах, где принято носить хиджаб, возможно разрешить их надевать в школах», попутно отметив, что данный пункт необходимо прописать в законе «Об образовании».
Мнение общественника подтверждается и письмом Министерства образования и науки РФ от 19 марта 1993 года № 47/20-11 «О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях РФ»: «Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами; учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений».
Из всего сказанного напрашивается вывод: вопрос ношения хиджаба – не прихоть мусульманской общины нашей страны, а обязательное религиозное требование, которое необходимо соблюдать, и это является гарантированным правом в соответствии c статьей 28 главы 2 Конституции Российской Федерации, где каждому гражданину гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Поэтому, если проблему с ношением хиджаба не решить, она будет всплывать вновь и вновь и служить источником конфликтных ситуаций в образовательной среде и обществе в целом.
Комитет по свободе совести, взаимодействию с религиозными организациями Республики Дагестан
В конце февраля СПЧ рассмотрит этот вопрос на ПК по миграции