Новости

ПРЕДЛОЖЕНИЯ по гуманизации миграционной политики в отношении соотечественников

10.12.2016 03:30

Президенту

Российской Федерации

В.В. ПУТИНУ

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

по гуманизации миграционной политики в отношении соотечественников

 Уважаемый Владимир Владимирович!

По результатам совместной с федеральными органами исполнительной власти и Генпрокуратурой России работы Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее – Совет) констатирована скорейшая необходимость, прежде всего, трех следующих важнейших системных преобразований в сфере государственной политики по упорядочению приобретения правового статуса и натурализации соотечественников:

- провести так называемую «иммиграционную амнистию» для соотечественников – переселенцев, бывших граждан СССР и их потомков, проживших в России длительное время и ставших «невольными нелегалами»,

- отменить для соотечественников - переселенцев институт разрешения на временное проживание как лишнюю и дублирующую ступень на пути к гражданству Российской Федерации,

- установить в законодательстве о гражданстве Российской Федерации репатриационный характер оснований его предоставления соотечественникам и реальных преференций в приобретении.

Подробнее:

 

В ЧАСТИ УПОРЯДОЧЕНИЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА «НЕЛЕГАЛАМИ ПОНЕВОЛЕ»:

Во-первых, необходимо провести иммиграционную амнистию для соотечественников – переселенцев, бывших граждан СССР и их потомков, проживших в России в течение, например, пяти лет и утративших основания своего законного нахождения на территории России из-за несовершенства законодательства, собственной неосведомленности или стечения тяжелых жизненных обстоятельств. Эти люди, особенно имеющие проживающих в России супруга и детей – граждан Российской Федерации, наиболее безопасны в плане отсутствия террористических угроз.

Им предлагается предоставить в упрощенном порядке без штрафов вид на жительство либо право на приобретение российского гражданства (эта акция не относится к трудовым мигрантам).

Право обратиться с заявлением о выдаче вида на жительство целесообразно предоставить всем соотечественникам (либо альтернативный вариант: всем иностранным гражданам и лицам без гражданства), прожившим в России фактически в течение пяти и более лет, если они не совершили за последние пять лет преступлений или грубых административных правонарушений или находятся в браке с проживающими в России гражданами Российской Федерации, имеют детей - россиян. Лицам без гражданства, не имеющим права постоянного проживания в другом государстве, следует предоставить вид на жительство безо всяких условий.

Это может быть временный вид на жительство сроком на один год, в течение которого полномочные органы власти проверяют человека на совершение правонарушений, и затем он получает постоянный вид на жительство. Аналогичный временный и «целевой» вид на жительство сейчас выдается носителям русского языка для приезда в Россию и подачи документов на гражданство.

Главное управление по вопросам миграции МВД России поддерживает данное предложение пока лишь в части лиц без гражданства.

Во-вторых, продлить еще на три года срок действия главы 8.1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (введенной Федеральным законом от 12 ноября 2012 г. № 182-ФЗ), заканчивающийся 1 января 2017 г.

Рассмотрение этого законопроекта Государственной Думой ФС РФ вчера было отложено из-за отрицательного отзыва Управления Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан.

Ссылаясь на системную работу МВД России по выявлению всех категорий недокументированных лиц, Управление не учитывает, что несколько тысяч человек (5 тыс. - по данным ГУВМ МВД России) не смогли обратиться за определением своего правового статуса по объективным причинам (изначально слабая информационная кампания и ошибки должностных лиц и судов, очереди в связи с реорганизацией ФМС России и др.).

Кроме того, некорректно увязывать завершение решения проблем подпадающих под эту главу категорий граждан с системной работой в отношении остальных категорий.

 

В ЧАСТИ УПРОЩЕНИЯ ПРИОБРЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Отменить для соотечественников - переселенцев институт разрешения на временное проживание как лишнюю и дублирующую ступень на пути к гражданству Российской Федерации

При прибытии иностранного гражданина в Российскую Федерацию вместо разрешения на временное проживание установить обязательность его фотографирования, дактилоскопирования и проверки на отсутствие опасных заболеваний. Законность его пребывания на территории России будет подтверждать миграционный учет.

 

2. Упростить процедуру приобретения гражданства Российской Федерации носителями русского языка

Вопреки Вашим поручениям установить облегченный порядок приема в гражданство культурно и духовно близким нам соотечественникам, в отличие от остальных порядков упрощенного приобретения российского гражданства только для носителей русского языка установлено не зависящее от них требование о предоставлении доказательств прекращения прежнего гражданства.

Украина не прекращает свое гражданство по известным политическим основаниям, а Узбекистан рассматривает такие обращения в течение 5 и более лет. В результате за последние 2,5 года из тысяч прибывших к нам жителей Украины по процедуре носителей русского языка получили российское гражданство только 24 человека.

Необходимо заменить абсурдное требование к носителям русского языка документально подтвердить прекращение прежнего гражданства на достаточность письменного отказа от него с отметкой посольства или почты о принятии.

 

3. Упростить процедуру приобретения гражданства Российской Федерации участниками Госпрограммы переселения соотечественников, проживающих за рубежом

Для приобретения гражданства Российской Федерации участниками Государственной программы переселения соотечественников, проживающих за рубежом, они должны иметь в России регистрацию по месту жительства (часть 7 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»).

В результате практически все переселенцы, не имеющие в России родственников, регистрируются в «резиновых домах» или покупают поддельные свидетельства о регистрации, что повсеместно рекламируется. Это неоднократно подтверждали ФМС России и Генпрокуратура России, настаивая на необходимости отмены данного абсурдного и нереального требования.

Совет предлагает отменить требование об обязательности наличия в России регистрации по месту жительства для приобретения гражданства Российской Федерации участниками Госпрограммы переселения соотечественников, проживающих за рубежом, заменив наличием миграционного учета в регионе вселения.

 

 4. Упростить основания приобретения гражданства Российской Федерации выпускниками российских высших и средних специальных учебных заведений

Учитывая продолжающуюся и прогнозируемую в России и в ближайшие годы стойкую тенденцию к естественной убыли населения, необходимо принять дополнительные меры к привлечению в Россию молодежи (студентов российских вузов и учащихся российских средних специальных учебных заведений) и специалистов (выпускников российских вузов и российских средних специальных учебных заведений), особенно из числа соотечественников, установив им упрощенный порядок получения вида на жительство и приобретения гражданства Российской Федерации.

Так, в настоящее время с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации могут обратиться лишь те выпускники учебных заведений Российской Федерации из числа соотечественников - иностранных граждан и лиц без гражданства, кто имеет стаж трудовой деятельности в России не менее трех лет до дня обращения (пункт «е» части 2 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 23 июня 2014 г. № 157-ФЗ)).

Совет предлагает предоставить право студентам (учащимся) российских профессиональных учебных заведений обращаться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации и на участие в Госпрограмме добровольного переселения соотечественников в Россию уже на последнем курсе обучения в учебном заведении. Прожив в России несколько лет в период своего обучения, они достаточно адаптированы к постоянному проживанию в России.

 

5. Упростить основания приобретения гражданства Российской Федерации для проживающих в России соотечественников

Совет рекомендует отменить для приобретения гражданства Российской Федерации соотечественниками, имеющими разрешение на временное проживание или вид на жительство в Российской Федерации, требования о наличии срока проживания в России со дня получения вида на жительство, законного источника средств к существованию и знании русского языка.

Для этого восстановить действие части 4 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (утратившей силу в 2009 г.) в следующей редакции:

«Иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР и их прямые потомки, получившие разрешение на временное проживание или вид на жительство в Российской Федерации, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а», «в» и «д» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона».

 

6. Исполнить требования закона по признанию наличия гражданства Российской Федерации у иностранных граждан и лиц без гражданства (фактических), не отказывавшихся от имеющегося гражданства Российской Федерации и сохраняющих его независимо от приобретения другого гражданства

Руководствуясь положениями части 3 статьи 6 Конституции Российской Федерации о возможности прекращения гражданства Российской Федерации исключительно на основании волеизъявления его обладателя, а также необходимостью соблюдения при этом установленной законом процедуры его прекращения (путем письменного волеизъявления с принятием полномочным государственным органом Российской Федерации решения о регистрации прекращения гражданства Российской Федерации), следует выдать российские паспорта иностранным гражданам и лицам без гражданства (фактическим), не отказывавшимся от ранее приобретенного гражданства Российской Федерации в установленном законом порядке, поскольку все они признаны гражданами Российской Федерации частью 2 ст. 13 Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г. № 1948-I и сохраняют его независимо от приобретения другого гражданства.

Совет предлагает нормативно закрепить признание за данными лицами гражданства Российской Федерации по соответствующему ранее возникшему основанию в «Положении о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации», утвержденном указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325.

 

7. О защите права на российское гражданство проживающих в Республике Туркменистан граждан Российской Федерации, приобретших гражданство Туркменистана в период действия Соглашения об урегулировании вопросов двойного гражданства (до июня 2003 г.), принуждаемых властями Туркменистана к отказу от российского гражданства

Указанное Соглашение действовало в России до 18 мая 2015 г. За период одностороннего (только с российской стороны) действия Соглашения гражданами России стали около 12 тысяч человек, проживающих в Туркменистане, которые сейчас имеют одновременно российский и туркменский паспорта.

С 2013 г. в Туркменистане проходит замена загранпаспортов, при этом новые паспорта по настоящее время не выдаются бипатридам, получившим российское гражданство позже июня 2003 г., несмотря на обещание Президента Туркменистана К.Бердымухамедова после разговора с Вами в июне прошлого года.

Вопреки публичным гарантиям Президента Туркменистана соблюдать права проживающих в Туркменистане граждан России, в миграционных органах Туркменистана россиян принуждают отказываться от российского гражданства для выдачи загранпаспорта нового образца. В противном случае они, оставшись без туркменского загранпаспорта, теряют возможность вернуться в Туркменистан, если выедут в Россию по необходимости лечения или учебы. Переехать в Россию навсегда хотели бы многие, но материальные возможности для этого отсутствуют.

Совет просит Вас, уважаемый Владимир Владимирович, о содействии в выдаче проживающим в Туркменистане гражданам Российской Федерации и одновременно Туркменистана туркменских загранпаспортов нового образца без их принуждения к отказу от гражданства Российской Федерации.

 

В ЧАСТИ ГУМАНИЗАЦИИ ОСНОВАНИЙ ВЫДВОРЕНИЯ ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАПРЕТА ВЪЕЗДА В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ

1. ГУМАНИЗАЦИЯ ОСНОВАНИЙ ВЫДВОРЕНИЯ:

Целесообразно законодательно закрепить, что административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы России является крайней мерой принуждения и применяется лишь к лицам, допустившим грубое нарушение законодательства, а также ранее привлекавшимся за совершение правонарушений к повышенной административной ответственности (например, в виде административного ареста). Недопустимо выдворение граждан, ранее к административной ответственности не привлекавшихся.

2. ГУМАНИЗАЦИЯ ОСНОВАНИЙ ЗАПРЕТА ВЪЕЗДА:

Следует пересмотреть списки иностранных граждан и лиц без гражданства, которым закрыт въезд в Россию, и совершившим незначительные административные правонарушения (например, не влекущие ответственность в виде административного ареста) установить возможность замены запрета въезда штрафом, например, в 10 тыс. руб. Так могут приехать члены семей ко многим проживающим в России соотечественникам, легально работать и пополнять бюджет.

 

Каждая такая поправка легализует определенную часть людей (расширяет основания законности проживания и приобретения российского гражданства), включая крайне необходимых для социально-экономического развития страны, служит укреплению социальной стабильности и внутренней безопасности, а также повышает авторитет страны, собирающей свой народ.

Предложения концептуально поддержаны Главным управлением по вопросам миграции МВД России и Генпрокуратурой России и могут быть реализованы уже в ближайшие месяцы.

                                                                                  8  декабря 2016 г.

С уважением,

заместитель председателя Совета                                                Е.А. Бобров

Комментарии посетителей
Луценко Сергей Иванович angolets@mail.ru
12.12.2016 16:33
Уважаемый Евгений Александрович! Ознакомился с Вашим предложением по гуманизации миграционной политики в отношении соотечественников. От себя хочу обратить Ваше внимание на проблему категории лиц,бывших граждан СССР, рожденных за рубежом (за пределами территории СССР) в семьях граждан СССР, выполнявших свои служебные обязанности по приказу Правительства СССР, желающих получить гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке. В частности, хочу рассказать о себе. Я родился в г. Потсдам, ГДР в 1959г. Отец, офицер Советской Армии, в то время проходил военную службу в составе ГСВГ ( группы советских войск в Германии). Свидетельство о рождении мне было выдано Консульским Отделом при Посольстве СССР в ГДР на бланке РСФСР ( на бланке указан герб РСФСР). Запись о регистрации произведена в книге ЗАГСа там же. Я, офицер в отставке, майор, почти вся служба прошла в рядах Советской Армии. Уволился в 1993г. Участник боевых действий в Народной республике Ангола (1987г.). Указом Президента СССР награжден орденом " За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" lll степени (Кавказ, 1990г.). Отец закончил Ленинградское военное училище, участник Великой Отечественной войны, участник разгрома Японских войск в 1945г., офицер, умер в 1996г. Проходил военную службу на Дальнем Востоке, Забайкалье, Германии, закончил службу в г.Луганск. Мать - русская, уроженка Читинской области, жена офицера, умерла в 1991г. В 2014г. я перенес сильнейший инфаркт, установлен стент на сердце. В августе 2014г. с женой и внучкой из-за интенсивных боевых действий (обстрел города вооруженными войсками Украины) были вынуждены ухать из Луганска в г. Орел. В феврале 2016г. получили " Вид на жительство в Российской Федерации". Оба пенсионеры. Дочь с 2014г. по настоящее время проходит военную службу в рядах Армии ЛНР. Осенью этого года обращался к Президенту РФ в электронном виде с просьбой признать меня рожденным на территории РСФСР с целью получения гражданства в упрощенном виде.Получил ответ от начальника Управления по вопросам миграции МВД России по Орловской области, а также от начальника Управления по вопросам гражданства ГУВМ МВД России о том, что факт выдачи свидетельства о рождении в г. Потсдам Консульского отдела Посольства СССР в ГДР не может рассматриваться в качестве подтверждения рождения на территории РСФСР и учитывая изложенное, основания для приема меня в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке на основании Федерального Закона от 31 мая 2002г. № 62 - ФЗ " О гражданстве Российской Федерации" не усматривается. В связи с чем я вынужден ждать в течении пяти лет, прежде чем я смогу подать документы на получение гражданства РФ и в течении года ждать рассмотрение этого вопроса. Я считаю, что необходимо внести в закон изменения, учитывающие интересы категории лиц, рожденных за пределами СССР в семьях граждан, находящихся в служебных командировках по распоряжению Правительства. С уважением - Луценко С.И.
Роман rem-zhitnikov@yandex.ru
13.12.2016 00:04
Беда всей миграционной политики РФ в том, что делают эту политику люди, которые никогда не сталкивались, не сталкиваются и никогда не столкнуться с проблемами, которые возникают у наших соотечественников в момент возвращения на историческую Родину. Сами же соотечественники к этому процессу, к сожалению, не привлекаются. Очень много сейчас и очень часто говорится о соотечественниках, о "Русском Мире", но на деле - ноль, пыль в глаза нашим соотечественникам. Очень правильные вещи на эти темы мы слышим от Владимира Владимировича Путина, от Сергея Викторовича Лаврова. Но когда их инициативы спускают вниз, то их так выворачивают наизнанку, что смысл изначальный полностью теряется... И далеко ходить не нужно, достаточно обратить внимание хотя бы на самое последнее что было сделано ФМС - упрощенная программа получения гражданства РФ носителями языка. Данная программа была написана благодаря майскому указу Президента (указ был в 2014 году). Вы бы видели насколько были воодушевлены наши соотечественники на тех же форумах, в соц.сетях, когда писали - "Ну наконец-то!" А программа после указа Президента была подготовлена спустя 1,5 года. ВДУМАЙТЕСЬ ТОЛЬКО - 1,5 ГОДА ДУМАЛИ НАД ПРОГРАММОЙ!! Вроде кажется действительно наконец-то пошли в правильном направлении, потому как "носитель языка" - это уже некая национальная составляющая. На практике же получился не закон, а инвалид, возможно чиновники от ФМС решили просто поставить галочку, отчитавшись перед Президентом. В данной "упрощенной" процедуре для многих наших соотечественников (если не для большинства) заложен просто абсурдный припон, один из пунктов требует наличия доказательства, что родственники по восходящей линии соискателя на гражданство когда-либо проживали на территории РФ, РСФСР, Российской Империи... Скажите мне пожалуйста - откуда еще мог взяться русский переселенец (или любой другой представитель коренных этносов РФ, не имеющих государственности за пределами РФ) на территории иностранного (союзного) государства, если не с территории России? Зачем доказывать эту аксиому?? А вот при доказательствах и возникают проблемы, ФМС (ныне МВД) требует делать запросы в региональные архивы, чтобы доказать что родственники по восходящей линии когда-либо проживали в РФ. Но ведь ни один архив не способен сохранить информацию на 100% за тот или иной период времени. Очень часто при подобных запросах в архивы никакой информации о родственниках нет. В таких случаях получается носителю языка воспользоваться программой по носителям языка невозможно! Парадокс! Вообще если глубоко окунуться в ЛЮБУЮ процедуру получения гражданства, то можно найти подобные несуразицы, которые вставляют палки в колёса нашим соотечественникам. Та же программа переселения, в которой определены конкретные регионы, куда можно переселиться. Есть регионы закрытые для переселения. Но ведь соотечественник может изъявить желание переселиться именно в закрытый регион по различным объективным причинам, такие как проживание родственников в данном регионе, по каким-то профессиональным причинам, да элементарно из-за климата... Что делают в таких случаях подобные переселенцы - они переселяются в открытый регион, получают гражданство, проживают некоторое время согласно программе и только потом переезжают в нужный им (закрытый по программе) регион. Но ведь это сколько потраченного в пустую времени, средств, нервов! Почему сразу нельзя открыть все регионы, но для тех регионов, которые на данный момент закрыты просто убрать всевозможные льготы, предусмотренные программой?? Вообще очень многие соотечественники прямо говорят - "Не нужны нам никакие льготы, подъемные и т.п., дайте нам возможность просто формально быть полноценными гражданами своей Родины! А быт свой мы сами обустроим и с удовольствием будем принимать участие в развитии Российской экономики". Кстати программа переселения заточена только на работоспособных граждан, то есть программа по сути рассматривает соотечественников как ресурс, а не как людей. Для граждан преклонного возраста эта программа по сути закрыта, если на программу подаёт гражданин пожилого возраста - ответ на 100% будет отрицательным! Такие люди России, увы, не нужны! А ведь эти старики делали и развивали когда-то общую Союзную экономику, служили в Советской Армии во всех точках страны и во всех её республиках, защищали страну в Великую Отечественную! Из всех упрощенных процедур в истинном понимании этого слова таковыми являются только две процедуры, которые позволяют получить гражданство РФ через посольства и консульства РФ, находящиеся на территории иностранных государств: 1. Получить гражданство можно по родителям (родителю) - гражданам РФ, имеющим постоянную прописку в РФ. Время получения гражданства составляет до полугода. Но тут конечно мы понимаем, что не у всех наших соотечественников имеются родители - граждане РФ. Этой процедурой кстати очень часто пользуются граждане других государств, для которых Россия не является Родиной, граждане, у которых есть государственность за пределами РФ. 2. Получить гражданство могут граждане, которые после развала СССР не приняли гражданство независимого государства и по сути на данный момент являются лицами без гражданства (но таковых, согласитесь, просто единицы, если вообще есть такие граждане). Зато, опять же парадокс - если делаешь отказ от иного имеющегося гражданства, делаешь документ лица без гражданства, то по данному пункту Вам откажут... А почему?? Объяснений нет... Чиновники ответственные за миграционную политику в понятии упрощения видят только сокращение бюрократических процедур и времени получения гражданства. Они забывают, что немаловажным в понятии упрощения является место получения гражданства. Если это происходит на территории иностранного государства через консульства РФ - то соотечественнику гораздо легче и в плане бюрократии и финансовом отношении и в моральном. Ведь например если соотечественник получил гражданство в стране пребывания через консульство РФ, то в вопросе переезда ему остается только собрать своё имущество, продать недвижимость и со спокойной душой ехать на историческую Родину, в Россию, и уже будучи полноценным гражданином РФ он будет обустраивать свой быт, приобретать недвижимость, устраиваться на работу. Ему не нужно будет в РФ обивать пороги различных инстанций с целью получения гражданства и терять драгоценное время. А если процедуру получения гражданства соотечественник проходит на территории РФ, то помимо обустройства своей жизни в РФ у него стоит не закрытая самая важная в вопросе переселения задача получения гражданства РФ, и ведь пока он не получит гражданство - он не сможет устроиться на работу по своей специализации (может официально теоретически разрешено в РФ работать иностранцам, но на практике без Российского гражданства на работу не берут, особенно если это частные компании). Все проблемы миграционной политики складываются из того, что нет никакой основы у этой политики, в Российском законодательстве нет абсолютно никакого разграничения миграционных потоков. Российское законодательство всех потенциальных переселенцев зачесывает под одну гребенку. Пока миграционная политика не примет репатриационный характер, то не стоит ждать успехов от этой политики. За основу миграционной политики надо брать термин "соотечественник" и дать этому термину чёткое определение. Этого определения в Российском законодательстве сейчас нет. Судя по всем настоящим законам и нормам "соотечественник" - это любой гражданин мира, который изъявляет желание получить Российское гражданство. Что в корне неверно и даже преступно! Такая нынешняя миграционная политика в долгосрочной перспективе ведёт к вымыванию национальной идентичности и в итоге к её потере. Россия может превратиться в страну мигрантов. А этого допустить нельзя! А что означает термин "соотечественник" в истинном понимании этого слова? Соотечественник - это представитель коренных этносов Российской Федерации, которые исконно, исторически проживают на территории Российской Федерации и которые не имеют государственности за пределами Российской Федерации. Короткое, но на мой взгляд очень ёмкое определение, которое затрагивает абсолютно всех граждан, для которых Россия является Родиной! От этого определения можно отталкиваться при формировании различных процедур получения гражданства. Например изменить немного пресловутую процедуру получения гражданства РФ носителями языка, оставить ныне существующие пункты, такие как: экзамен на знание русского языка, обязательный отказ от иного гражданства. А вместо наисложнейшего и излишне забюрократизированного пункта (который зачастую ставит крест на мысли о возвращении на историческую Родину), по которому нужно доказывать, что родственники когда-либо проживали на территории современной России добавить пункт, что соискатель Российского гражданства должен являться соотечественником. Данное определение позволит повернуть всю миграционную политику РФ в правильное направление. Данное определение будет и определять гос.поддержку соотечественникам на деле, а не на словах. Поддержка коренных этносов - нормальная мировая практика, к большому сожалению, в России на данный момент отсутствующая, что еще раз подчеркну может привести к потере национальной идентичности...
Добавить комментарий