О совещании 22 сентября по решению проблем обеспечения землей фермеров и сельских жителей, поднятых в ходе «тракторного марша на Москву»
Вызывает обеспокоенность проведение так называемого «тракторного марша на Москву» и задержания в Ростовской области участвующих в нем краснодарских фермеров, планировавших информировать президента о нарушении своих земельных и гражданских прав.
Системные проблемы давних и многочисленных нарушений прав работников сельскохозяйственных предприятий на получение земельных и имущественных паев в ходе аграрной реформы начала 1990-х годов, немотивированных отказов органов местного самоуправления от продления с фермерскими хозяйствами договоров аренды либо выкупа арендуемой земли рассматривались на специальном заседании СПЧ в Краснодарском крае 15 – 17 декабря 2014 г.
По итогам заседания и правового анализа материалов из более чем 20 сельскохозяйственных предприятий Краснодарского края в рекомендациях СПЧ были даны предложения по разрешению важнейших проблем.
В связи с нереализацией рекомендаций (в том числе краснодарскими краевыми органами государственной власти) в СПЧ была создана межведомственная рабочая группа по содействию в обеспечении прав граждан, приобретших право на получение земельной доли и имущественного пая в ходе аграрной реформы в России начала 1990-х годов, а также фермерских хозяйств, к участию в которой приглашены Администрация Краснодарского края, Верховный Суд РФ, Генпрокуратура России, профильные комитеты Совета Федерации и Государственной Думы, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, а также ведущие профильные вузы России.
По итогам трех совещаний выработано несколько системных направлений решения проблем. Вот некоторые из них:
1. Проведение инвентаризации сельскохозяйственных угодий (в первую очередь) и других земель сельскохозяйственного назначения с целью изыскания земельных участков, которые могли бы быть предоставлены в качестве компенсации гражданам, необоснованно и с нарушением установленных законом процедур утратившим право собственности на земельную долю. Это особенно актуально для случаев, когда истек срок исковой давности оспаривания сделок и решений (предложено Государственным университетом по землеустройству).
Соглашаясь с возможностью предоставления «компенсационных» земельных участков пострадавшим гражданам, Минсельхоз России предлагает также проработать и иные способы восстановления их нарушенных прав.
2. Удовлетворение законных притязаний собственников земельных долей и имущественных паев за счет вовлечения в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных угодий при наличии гарантий защиты прав добросовестных землепользователей и сельскохозяйственных товаропроизводителей (предложено Комитетом Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию).
Участники рабочей группы сочли целесообразным вовлечение в сельскохозяйственный оборот земель фонда перераспределения и неиспользуемых земель в субъектах Российской Федерации с возможностью их передачи в ведение специально созданной организации по типу «Земельного банка» с включением в число ее участников граждан, приобретших право на получение земельной доли и имущественного пая в ходе аграрной реформы в России начала 1990-х годов, но соответствующих земельных долей и имущественных паев не получивших, с правом на получение дохода от использования таких земель. Необходимо проработать бизнес-модель данной структуры и наличие организационных ресурсов, просчитать количество пострадавших граждан и детализировать понятийный аппарат.
3. Необходимость ускорения выдела земельных участков в счет земельных долей (реализация пункта 3 статьи 19.1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»)
В связи с нехваткой бюджетных средств на подготовку проектов межевания и проведение кадастровых работ в отношении земельных участков, выделяемых в счет земельных долей, нехваткой бюджетных средств на публикации списков дольщиков в средствах массовой информации, а также отсутствием структурных подразделений, занимающихся земельными отношениями в органах местного самоуправления, МГЮУ имени О.Е. Кутафина предложил закрепить в законе:
- правовые последствия (ответственность) бездействия органов местного самоуправления в организации выдела земельных участков в счет земельных долей;
- механизм оказания финансовой поддержки как физическим лицам – собственникам земельных долей, так и органам местного самоуправления для осуществления кадастровых работ в отношении земельных участков, выделяемых в счет земельных долей;
- порядок информационного обеспечения граждан (собственников долей) в выделе земельных участков в счет земельных долей.
4. Определение собственника земельной доли, что связано с несовершенством законодательства 1990-х годов, а также его различным толкованием судами
С начала земельной реформы до настоящего времени выдавалось четыре различных вида государственных правоудостоверяющих документов на землю. В настоящее время судебными инстанциями по-разному решаются важнейшие вопросы: кто же в соответствии с законодательством, регулирующим процесс реорганизации колхозов и совхозов, является собственником земельной доли; правом или обязанностью являлось распоряжение земельной долей для бывших работников колхозов и совхозов и др.?
С целью исключения существующих коллизий МГУ имени М.В. Ломоносова разработан законопроект, устраняющий конкуренцию действия свидетельств о праве собственности на землю между сельскохозяйственными организациями, ставшими собственниками земельных участков в результате внесения земельных долей в уставный капитал при их учреждении, и гражданами, которым были выданы свидетельства на право собственности на землю уже после того, когда они распорядились земельными долями. Предложено:
- определить приоритет владельцев тех из свидетельств, удостоверяющих право на земельный участок, которые осуществляли использование земельных участков и платили земельный налог;
- установить конкретный срок действия остальных свидетельств (за исключением состоявшихся решений судов по делам о праве собственности на приватизированные земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения);
- нормативно закрепить право наследников владельцев указанных свидетельств обратиться к такой сельскохозяйственной организации с требованием о выплате средней кадастровой стоимости по муниципальному району земельного участка, соответствующего по размеру земельной доле, указанной в свидетельстве на право собственности на землю, в течение, например, 1 года с момента вступления в силу предлагаемых поправок.
В ходе обсуждения решения проблем были высказаны и другие предложения.
В связи с усилением социальной напряженности СПЧ направил участникам рабочей группы (Генпрокурору России, руководителям профильных органов государственной власти и вузов) обращения об оперативной проработке ранее высказанных и формировании новых предложений для решения давно перезревших проблем пострадавших земельных дольщиков и фермеров.
Следующее совещание межведомственной рабочей группы СПЧ назначено на 22 сентября.