СПЧ доложит президенту об отказах в выплатах приемным семьям с иногородними сиротами
Без прописки – ну никак: вон пошел и шире шаг!
В последние несколько месяцев в СПЧ поступает множество жалоб на нарушение прав детей жителей г.Москвы, не имеющих в столице регистрации по месту жительства, из числа опекунов, попечителей и приемных родителей:
- на назначение либо продление выплаты денежных средств, включая неработающих лиц, ухаживающих за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет,
- на реабилитацию детей инвалидов из числа детей-сирот, включая путевки для отдыха и оздоровления,
- на бесплатный проезд в городском транспорте по социальной карте,
- на предоставление мест в детских садах,
- на предоставление бесплатных продуктов питания на молочных кухнях,
- на усыновление детей, зарегистрированных в других областях,
- и другие.
ОВИРовская крепостническая идеология требовать прописку как единственно допустимое подтверждение места жительства грубо нарушает равноправие, конституционные права на государственную защиту материнства, детства и семьи, на образование и здравоохранение, социальное обеспечение, а вместе с этим – и право сирот на жизнь, а также конституционные обязанности приемных родителей по заботе о детях и их воспитанию.
За последние 2 месяца Правительством Москвы приняты постановления, существенно дискриминирующие прописочными новеллами саму суть института приемной семьи.
Ситуацию усугубляет безответственная политика ФМС России и министерств социального блока, превратившая регистрационный учет в своего рода квазигражданство для россиян, лишь избранные обладатели которого имеют полный объем социальных прав. Чего стоит только определение в Законе о регистрационном учете места жительства как «места, в котором гражданин зарегистрирован по месту жительства» (в целях данного закона). Это противоречит логике, здравому смыслу и ст. 20 ГК РФ, не связывающей понятие места жительства лишь с его единственным подтверждением. Причем, зависящим от ряда посторонних обстоятельств в виде наличия правильно оформленного жилищного документа, достаточной площади помещения и согласия наймодателя тебя прописать. Иначе получается, что и человек – это лицо, имеющее свидетельство о рождении, в случае утраты которого наступает смерть, а утеря паспорта прекращает российское гражданство.
Напомним, федеральное законодательство прямо запрещает требовать регистрацию для реализации любых социальных прав, поскольку место жительства непрописанных граждан может подтверждаться и другими документами (о работе, учебе, лечении, оплате ЖКУ, получении корреспонденции и др.). При этом можно отбирать от заявителей подписку о неполучении соответствующего социального блага по месту регистрации (как в пенсионном обеспечении), нарушение которой влечет солидный штраф.
Но московские органы власти предпочитают руководствоваться только местным законодательством, ссылаясь на оплату социальных услуг из собственного бюджета. Это вопреки десяткам судебных решений Верховного Суда РФ об отмене постановлений Правительства Москвы, незаконно увязывающих с наличием местной регистрации выдачу полисов ОМС, постановку на жилищный учет, начисление жилищных субсидий, пенсионных доплат, устройство детей в детсады и др.
СПЧ многократно предлагал закрепить в законе критерии допустимых видов документов, подтверждающих место жительства непрописанных граждан, и предоставить полномочия по подтверждению места жительства непосредственно органам социального обеспечения (чтобы при наличии множества доказательств те не направляли людей в суды). Но воз и ныне там: прокуратура созерцательно бездействует, хотя обоснованных возражений на эти предложения не поступило и они уже защищены диссертацией в МГУ http://istina.msu.ru/dissertations/11263721/
Постоянные комиссии СПЧ по социальным правам и по миграционной политике приступили к подготовке доклада Президенту РФ с предложениями по принятию системных мер в сфере обеспечения прав детей непрописанных опекунов, попечителей и приемных родителей, в котором будет дана правовая оценка многолетнему саботажу Правительством Москвы судебных решений и бездействию правоохранительных органов.