Разрабатываем законопроект об усилении ответственности должностных лиц за повторение незаконных действий
Известия, 31 июля 2015 г.
Председатель временной рабочей группы СПЧ по реализации права граждан на доступное жилье Евгений Бобров готовит доклад для президента России Владимира Путина о незаконных снятиях граждан с очереди на жилье. Как отметил правозащитник, данные Генеральной прокуратуры РФ свидетельствуют о том, что ответственные чиновники не раз допускали дискриминационные меры по отношению к российским гражданам, незаконно лишая их возможности улучшения жилищных условий. Для избежания в дальнейшем этой практики Бобров предлагает разработать поправки в КоАП РФ и УК РФ с целью введения ответственности за неправомерные действия чиновников.
Президент Владимир Путин своим поручением от 2 декабря 2014 года № Пр-2783 обязал Генеральную прокуратуру провести проверку правомерности снятия граждан, зарегистрированных по месту постоянного проживания в Москве, с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в период с 2012 по 2014 год.
Генпрокуратура, проведя проверку, подготовила справку, в которой сообщила о зафиксированных случаях, когда бывший департамент жилищной политики и жилищного фонда Москвы и его правопреемник — департамент городского имущества Москвы неоднократно нарушали права граждан на получение жилья.
В нарушение закона, как отмечено в справке Генпрокуратуры, «департаментом снимались с жилищного учета граждане, проживавшие в комнатах в коммунальных квартирах коридорного типа, ранее имевших статус ведомственного общежития». Кроме этого, «департаментом допускались случаи снятия граждан с жилищного учета в связи с наличием у них в собственности дачных, садовых либо деревенских домов, не являющихся жилыми помещениями по смыслу ч. 2 ст. 15 ЖК РФ».
— Мы сейчас готовим доклад для президента о мерах по предотвращению коррупции среди чиновников. В рамках этого доклада будет внесено предложение по ужесточению ответственности чиновников за повторение действий, уже признанных судами незаконными. То есть если в отношении работника департамента жилищной политики вынесено решение, что по таким-то основаниям нельзя снимать гражданина с учета, и оно уже вступило в силу, то за повторное снятие по этим основаниям мы предлагаем ввести штраф, а дальше — снимать с должности, — рассказал Бобров.
Сама рабочая группа СПЧ по реализации права граждан на доступное жилье также в середине этого года провела анализ практики снятия граждан с жилищного учета и выявила многочисленные нарушения. При этом даже после признания действий чиновников незаконными в судебном порядке они продолжали совершать те же действия и не несли за это никакой ответственности.
— Они продолжают обманывать людей. Восстановится человек в суде — значит, восстановят в очереди, а не восстановится, то заплатит судебные расходы и всё. И старики вынуждены обращаться к адвокатам, которые в большинстве отраслей права ничего не понимают, лишь бы деньги несли, а департаменты этим пользуются. Мы сами подготовим поправки в КоАП и УК, которые предложим президенту вместе с докладом, — сказал Бобров.
Получить комментарий у московского городского департамента имущества относительно внутренних выводов после проверки Генпрокуратуры РФ «Известиям» не удалось.
28 апреля 2015 года многодетные очередники города Москвы провели пикет в сквере Никитского бульвара и приняли резолюцию, в которой заявили, что их категорически не устраивает политика, проводимая в отношении многодетных очередников департаментом городского имущества столицы, а ведение очередности является совершенно непрозрачным, так же как и расходование финансовых средств. «Субсидии распределяются хаотично, с нарушениями, фактами халатности, некомпетентности», — отметили в своей резолюции очередники.
— Я слышал про подобный вид мошенничества — «выпиливать» из очереди одних и за взятки продвигать в нее других. Безусловно, для решения этой проблемы, как и для иных экономических преступлений коррупционной направленности, не хватает законов. Нужны изменения законодательства. Сейчас же такие случаи получают огласку и внимание властей только по прецедентам, — рассказал директор НИИ проблем коррупции Сергей Сапронов. — И мы привыкли не принимать профилактических мер, а лечить после сам очаг заболевания. И что мы имеем сегодня благодаря этой системе? Множество пенсионеров, права которых нещадно попираются, за счет которых процветают коррупционеры-толстосумы.
В Госдуму также поступает немало заявлений от граждан, которых незаконно лишили права на улучшение жилищных условий.
— В последнее время эта проблема стала очень актуальной. Мне как депутату Государственной думы РФ приходит достаточно обращений с жалобами на неправомерное снятие с очереди на получение жилья. В такой ситуации, как правило, необходимо обратиться в прокуратуру, чтобы прокурор вышел в суд в защиту ваших прав и обжаловал действия органов власти по снятию с учета. К сожалению, ответственности для представителей власти действительно нет, — пояснила первый зампред комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ Елена Николаева. — В связи с этим я поддерживаю идею о необходимости введения ответственности, однако она должна быть дифференцированной: прогрессирующая шкала штрафов и, уже скорее как исключительная мера, снятие с должности. Отдельно следует продумать вопрос, в чью пользу будут взиматься штрафы, возможно, следует сделать это в пользу потерпевшего, это станет своего рода компенсацией за нарушение прав.
В 2015 году Минтруд России анонсировал создание единой базы лиц, имеющих право на улучшение жилищных условий за счет бюджета. Директор Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Светлана Разворотнева в начале года приводила данные, согласно которым только в Москве и Санкт-Петербурге на конец 2014 года насчитывалось порядка 150 тыс. очередников.
* * * * * * * * * * * * * *
Предлагается дополнить положения КоАП РФ и УК РФ следующими нормами
Совершение представителем власти, государственным служащим, муниципальным служащим, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации, действий, ранее признанных судом незаконными в отношении другого лица:
- если это деяние не повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства – влечет административную ответственность в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года /квалифицированный вид самоуправства либо самостоятельная статья напр. 19.1.1 КоАП РФ/
- если повлекло, - то уголовную ответственность в виде штрафа в размере до одного миллиона рублей или чуть менее строгую ответственность по каждому из остальных видов наказаний, предусмотренных в ч. 1 ст. 285 УК РФ /или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет - уменьшить сроки/.
Это может быть новая часть в ст. 285 УК РФ либо новая статья 315.1 УК РФ напр. «Повторное совершение действий, признанных судом незаконными». Здесь надо конкретизировать сами значимые действия, чтобы отсеять пустяки ("принятие решений, влекущих прекращение реализации прав" и т.п.). Также надо предусмотреть самостоятельную ответственность руководителя подразделения.
Одновременно предложим Верховному суду издать разъяснение, потребовав от всех судов выносить частные определения (ст. 226 ГПК РФ) по каждому случаю повторного нарушения прав со стороны органов власти, учреждений и организаций, выполняющих публично значимые функции. Эти определения при необходимости исполняются Службой судебных приставов, механизм предусмотрен, но не работает. Предложим включить эту отчетность в официальную статистику региональных судов