Симоновский суд признал незаконным снятие с жилищного учета семьи очередников, имеющей непригодный для проживания дом в деревне
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 июня 2013 г. дело № 2-2668/13
Симоновский районный суд г. Москвы в составе председательствующего федеральной судьи Бобровой Ю.М., при секретаре Ружицкой О.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2668/13 по иску С.Л.И., С.Л.В., С.В.В., С.С.В. к ДЖП и ЖФ г.Москвы об оспаривании решения органа власти,
УСТАНОВИЛ:
С.Л.И., С.Л.В., С.В.В., С.С.В. обратились в суд с жалобой на действия ДЖП и ЖФ г.Москвы, который издал распоряжение № ____________ от 14.11.2012 г. о снятии заявителей с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Заявители просили признать указанное распоряжение незаконным и обязать ДЖП и ЖФ г.Москвы восстановить их на учете очередников по указанным основаниям.
Заявитель С.Л.Н. и представитель заявителей в суд явились, требования, изложенные в заявлении, поддержали в полном объеме.
Представитель ДЖП и ЖФ г.Москвы в суд не явился, о дате заседания извещен, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что с октября 1985 г. заявители проживают в изолированной комнате № __ дома __ корп. __ по _________ г.Москвы жилой площадью 14,0 кв. м, предоставленной С. (К.) Л.Н. в связи с работой, зарегистрированы в ней по месту жительства.
С 1990 г. заявители состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Южном административном округе г.Москвы на общих основаниях, учетное дело № 90-____.
11.10.2012 г. со С-ми заключен договор социального найма на вышеназванную комнату.
18.03.2004 г. на основании свидетельства о праве на наследство по закону С.В.В. унаследовал после смерти матери, С.Н.М., жилой дом по адресу: Тамбовская обл., ______ р-он, с. _______, ул. ______ д. ____ площадью 66,6 кв. м и земельный участок.
Между тем, после смерти матери в этом доме никто не прописан и не проживает.
На обращение заявителей в Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы в ЮАО от __.10.2012 г. о времени предоставления жилья по очередности, сотрудники ДЖП сообщили о рассмотрении вопроса о снятии семьи С-вых с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий как обеспеченных по норме предоставления.
30.10.2012 г. С.Л.Н. обратилась в УДЖП г.Москвы в ЮАО с заявлением о приостановлении рассмотрения вопроса снятия с жилищного учета в связи с завершением процедуры непригодности для проживания жилого дома в с.________.
Распоряжением ДЖП и ЖФ г.Москвы от 14.11.2012 г. № _____ заявители сняты с учета очередников на основании ч. 2 ст. 6 Федерального закона «О введении в дейсвтие Жилищного кодекса РФ» и ст.ст. 15, 16, 20 Закона г.Москвы «Об обеспечении права жителей г.Москвы на жилые помещения» от 14.06.2006 г. № 29 как обеспеченные жильем по норме предоставления.
22.11.2012 г. распоряжением Администрации К-кого сельсовета № ___ на основании решения Межведомственной комиссии К-ского сельсовета от 21.11.2012 г. № __ указанный жилой дом в с._______ признан непригодным для проживания, списан с похозяйственного учета и постановлен к сносу, поскольку «…совершенно не благоустроен: водопровода, горячей воды, ванны, канализации нет, отопление печное. Стены дома мокрые и дали большие трещины по всей площади. Задняя стена дома отошла от основной конструкции. Фундамент разрушается, кровля протекает».
При таких обстоятельствах, распоряжение ДЖП и ЖФ г.Москвы о снятии с жилищного учета заявителей является незаконным в связи с необеспеченностью их жилым помещением по норме предоставления, отсутствием предусмотренных законом оснований снятия с учета и со значительным превышением установленного законом срока снятия с учета.
Так, в процессе рассмотрения дела суд установил, что заявители не обеспечены жилым помещением по норме предоставления. Непригодный для проживания жилой дом в с.______________ учтен ДЖП незаконно, в т.ч. в связи с тем, что никто из заявителей, кроме С.В.В., не имеет самостоятельного права пользования этим домом.
Кроме того, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (п. 1 ст. 50 ЖК РФ).
Как видно из экспликации БТИ, комната заявителей имеет жилую площадь 14,0 кв. м, что в 5 раз меньше установленной законодательством нормы предоставления по 18 кв. м на человека, и она не является отдельной квартирой (в соответствии с пп. 5 п. 6 ст. 20 Закона г.Москвы «Об обеспечении права жителей г.Москвы на жилые помещения» от 14.06.2006 г. № 29).
Включение в состав подлежащего учету жилья непригодного для проживания дома в с.__________ является незаконным, т.к. он не отвечает стандартам благоустройства (приложение № 1 к Закону г.Москвы от 14.06.2006 г. № 29) – в нем нет водопровода, горячей воды, ванны, канализации, отопление печное.
Кроме того, никто из заявителей, кроме С.В.В., не имеет самостоятельного права пользования этим домом.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Семейного кодекса РФ имущество, принадлежащее каждому из супругов до вступления в барк, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью.
Приобретение С.В.В. в 2004 г. жилого дома никак не повлияло на жилищные условия заявителей, они не улучшились, в связи с чем это не может являться основанием для снятия семьи С-вых в составе четырех человек с жилищного учета, т.к. в отношении этого жилого помещения С.Л.Н., С.С.В. и С.Л.В. не приобрели права пользования, а потому оно не могло быть учтено при определении размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи.
В этот дом никто из них не вселялся и не проживал. Не приобрели заявители права пользования домом С.В.В. и по другим правовым основаниям (по гражданско-правовым сделкам).
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с п. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных ЖК РФ случаев.
Исходя из п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 4 ст. 50 ЖК РФ).
Согласно п. 4 ст. 9 Закона г. Москвы от 14.06.2006 г. № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» учетная норма устанавливается в размере 15 кв. метров площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти г. Москвы разным семьям.
На заявителей в комнате коммунальной квартиры приходится по 3,5 кв. м площади жилого помещения на человека, что многократно меньше как нормы предоставления, так и учетной нормы.
Таким образом, жилищные условия заявителей не изменялись, и правовые основания снятия их с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий отсутствуют.
Граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, могут быть сняты с данного учета только при предоставлении им другого жилого помещения по договору социального найма по норме предоставления.
Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от 29.12.2004 г. граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Данное положение направлено на сохранение прав граждан, принятых на учет до 1 марта 2005 года, на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанное право прекращается только по основаниям, предусмотренным законом, в т.ч. в случае утраты гражданами оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Такой случай наступает, в частности, при обеспеченности названных граждан жилой площадью по договору социального найма по действующим социальным нормам.
Отсюда следуют два вывода:
Во-первых, граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий (принятые на жилищный учет до 1 марта 2005 г.), могут быть сняты с жилищного учета лишь в случае утраты ими оснований, дававших право на получение жилых помещений по договорам социального найма, и существовавших до введения в действие Жилищного кодекса РФ.
Во-вторых, все граждане, не утратившие основания состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, могут быть сняты с данного учета лишь в случае предоставления им жилых помещений в порядке, предусмотренном ЖК РФ.
Согласно ст. 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от 29.12.2004 г. к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Исходя из этого, учитывая, что заявители являются очередниками с 1990 г., при решении вопроса о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий подлежит применению ст. 32 ЖК РСФСР.
Существовавших до введения в действие ЖК РФ оснований, дававших заявителям право на получение жилого помещения по договору социального найма, они не утратили, и никаких сделок, влекущих увеличение площади жилья, не совершали, обеспечены жилым помещением общей площадью менее нормы предоставления и учетной нормы.
Кроме того, согласно ч. 2 ст. 56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.
Ссылок на предусмотренные ч. 1 ст. 56 ЖК РФ обстоятельства в распоряжении ДЖП и ЖФ г.Москвы не содержится.
Пропуск установленного законом срока принятия решения о снятии с жилищного учета безусловно свидетельствует о его незаконности.
Поскольку ЖК РФ прямо не регулирует порядок принятия решения о снятии граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, в силу ст. 7 ЖК РФ к рассматриваемым отношениям подлежит применению п. 2 ст. 56 ЖК РФ по аналогии закона.
Согласно ч. 2 ст. 56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений.
Решение о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий мотивировано ссылкой на изменение моих жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления в пользование либо приобретения в собственность с помощью города Москвы жилого помещения.
Свидетельство о праве на наследство выдано С.В.В. в 2004 г.
Значительное превышение установленного законом срока на принятие решения о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий безусловно свидетельствует о его незаконности.
Таким образом, суд полагает, что требования заявителей обоснованны и подлежат удовлетворению, а распоряжение № ________ от 14.11.2012 г. – отмене.
Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
С учетом изложенного, требования заявителей об обязании ДЖП и ЖФ г. Москвы восстановить заявителей на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий также подлежат удовлетворению.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы от 14.11.2012 г. № ______ о снятии С.Л.И., С.Л.В., С.В.В., С.С.В. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Обязать Департамент жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы восстановить С.Л.И., С.Л.В., С.В.В., С.С.В. на учете очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 1 месяца.
Судья
Решение вступило в законную силу 16.07.2013 г.